Начиная с 2009 года, Китай является крупнейшим автомобильным рынком мира. Однако доля продаж собственных брендов на нем не превышает 40-42%. В то же время интернет буквально бурлит от двух противоположных точек зрения.
Первая заключается в том, что китайские автомобильные бренды набирают популярность, скупают европейские компании и скоро выйдут на первые места. Согласно же второй точке зрения ничего прорывного в автомобилестроении марки из Поднебесной не достигли, продажи на внешних рынках слабые, и особо надеяться не на что.
Сам автор считает, что истина где-то посередине и очень сомневается, что, к примеру, представленные в РФ Geely или Haval смогут подвинуть таких гигантов, как Toyota или VAG.
Да и откровенно говоря, хороший китайский автомобиль, как правило, является солянкой из европейских, американских, японских узлов или состоит из их слегка изменённых аналогов. Однако тут читатель скажет: «Откуда взялся столь пафосный заголовок статьи?» На самом деле все просто: у китайцев мало шансов выбиться в лидеры нынешнего рынка автомобилей, но есть возможность стать лидерами авторынка будущего.
Суть в том, что очередное поднятие экологических норм в странах ЕС уже сейчас заставило многих ведущих автопроизводителей отказаться от дальнейшей разработки двигателей внутреннего сгорания. Начиная с президентства Барака Обамы, гайки экологических норм потихоньку начали прикручивать и в США. На этом фоне не удивляет недавнее заявление директора Volkswagen Герберта Дисса, что время традиционных автомобилей с ДВС подошло к концу, и тех автопроизводителей, которые не смогут быстро перейти на производство электромобилей, ждет судьба компании Nokia. Для справки Nokia была одним из лидеров в производстве телефонов, однако в ходе перехода к производству смартфонов они свернули не туда и были отброшены на задворки рынка.
Похожие настроения и у другого лидера рынка – компании Toyota, которая давно специализируется, а к 2025 обещает перевести все свои машины на электричество.
К слову, буквально на днях на очередном подорожании акций вторым по стоимости автобрендом в мире стала Tesla. По некоторым данным отчасти рост обусловлен планами по запуску завода и исследовательского центра в Китае, некоторые чуть бы не окрестили это событие переездом.
Однако что такого есть в Китае, что поможет ему стать лидером рынка электромобилей? На самом деле, на данный момент Китай является лидером по числу электромобилей в мире. Так, еще в 2018-ом годовые продажи электрокаров перевалили за миллион, что почти в 3 раза больше, нежели в США. При этом, в топ 5 все бренды китайские, лидер – BAIC EU-Series – машина, которую выпускает государственная компания, ценник в районе 32 тысяч долларов.
Некоторые модели, например, кроссовер Nio ES6, имеют мотор мощностью свыше 500 лошадей, разгон до сотни за 4.7, запас хода свыше 500 км и ценник от суммы, эквивалентной 3.5 млн.
Впрочем, есть и достаточно бюджетные, компактные модели с ценником менее 1 млн. р.
По состоянию на ноябрь прошлого года в Китае действовало почти полмиллиона зарядных стаций, в среднем сейчас идет установка 1000 новых станций в день. Связано это с поставленными государством задачами довести к 2025 году долю продаж электромобилей до 25%, а к 2030 полностью отказаться от машин с ДВС. 25% от нынешнего авторынка – это примерно 6 миллионов машин. То есть, уже в этом или следующем году китайцы будут покупать больше электромашин, нежели весь рынок новых авто России.
На этом фоне действующие в Китае автопроизводители должны ежегодно повышать долю электромобилей в своем мобильном ряде. Покупатели же таких машин могут рассчитывать на определенные льготы от государства.
Самое забавное, что недавно китайские производители скупали европейские бренды и, как в случае с Geely и Volvo, используют их двигатели, однако сейчас тот же Volkswagen приобретает часть акций китайского производителя батарей Guoxuan для использования их в будущих электромобилях.
По сути, Китай уже сейчас имеет развитое производство батарей, электромоторов и электроники – 3-х китов, на которых строится электромобиль. Добавить к этому политическую волю – и получается огромный инкубатор для собственных марок.
Уж где-где, а на рынке электроники китайцы вести борьбу умеют, достаточно взглянуть на нынешних лидеров по производству смартфонов. К слову, 67% используемого в батареях графита добывается в Китае. 59% тоже необходимого для производства кобальта находится в Конго, с которым Поднебесная подписала ряд соглашений. На данный момент между США и Китаем идет дипломатическая война за влияние в странах с крупными залежами лития – Австралию, Аргентину, Чили. На данный момент крупнейшее (40% от мировой добычи) месторождение Гринбушес в Австралии контролирует китайская корпорация Tianqi. Также у Tianqi есть месторождения в Чили. Также в Южной Америке работает китайская CAMC Engineering Company.
В целом же можно сказать, что у Китая есть фундамент, чтобы занять лидирующее место в грядущей эре электромобилей, но сможет ли он реализовать свой шанс – покажет время.