В комментариях автор неоднократно встречал мнение, дескать кроссовер – это не для бездорожья, кроссовер – это не внедорожник. В принципе, суть такой позиции весьма логична и адекватна. Однако насколько больший внедорожный потенциал имеет внедорожник?

Кто-то скажет, что сравнивать эти два типа автомобилей нет смысла. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что разделения на эти типы существует по большому счету в головах потребителя, сам производитель от него избавился и пихает все в одну категорию – SUV и единый (в большинстве своем) J – сегмент. Обычно то, что мы называем внедорожниками, имеет приписку «рамный», остальное же – «компактный», «комфортный» и так далее.

Так, например, Volkswagen Tiguan имеет на Западе награду «Внедорожник года». Подобные награды имеют и другие популярные модели, которые у нас называют кроссоверами.

Что есть критерий настоящего внедорожника? Рама? Тогда из внедорожников можно выкидывать приличный пласт Land Rover, включая легендарный Range Rover, который потерял свою раму еще в 2012 году. Без рамы остался и Nissan Pathfinder. Поговаривают, на очереди рамники Lexus.

Тут, впрочем, можно воскликнуть – настоящий внедорожник — это постоянный полный привод. Однако и тут не все так однозначно: исходя из тестов «Битвы кроссоверов», подключаемый привод Volkswagen Tiguan с муфтой Haldex не уступает постоянному полному приводу Subaru Forester. Постоянным приводом обладала и Suzuki Grand Vitara. В то же время полный привод, к примеру, Mitsubishi Pajero – Super Select, является подключаемым или точнее отключаемым. Такая же, но более примитивная система без блокировки центрального дифференциала реализована и в Toyota Fortuner. К слову, у рамных Kia Mohave, Haval H9 система полного привода реализована через те же многодисковые муфты, как и у более дешевых кроссоверов.

Тут читатель может начать приходить к мысли, что автор пропихивает идею, что разницы в проходимости между «джипами» и «паркетниками» нет, и вообще это одно и тоже. Естественно, это не так.

Большая часть того, что мы называем кроссоверами, имеет весьма упрощенную систему полного привода, блокировок. В большинстве случаев более правильным будет сказать – не имеет, а имитирует их. Рамники и продвинутые модели внедорожников с несущим кузовом имеют более продвинутый полный привод с большим количеством инструментов для преодоления бездорожья.

Между тем, если вы посматриваете обзоры кроссоверов, всевозможные Офф-роуды, на которых они иногда появляются, то, вероятнее всего, должны понимать, что несмотря на все упрощения, полный привод некоторых моделей весьма хорош и в определенных испытаниях почти не уступает старшим, рамным собратьям. Совместные испытания кроссоверов и внедорожников вы могли видеть в видео от таких ютуб-каналов как «AUTO VRN», «Менеджер Антон», «АВТОТУТ» и прочих.

Ситуации, когда кроссовер концерна VAG, Suzuki или Subaru справлялся на бездорожье с испытанием, которое не проходил рамник, случаются не так уж и редко. Хотя чаще, конечно, бывает наоборот.

Однозначно можно сказать, что сама по себе рама или постоянный полный привод в современных реалиях не дают тотального превосходства на бездорожье. Иногда и вовсе появляется впечатление, что главным козырем настоящей внедорожной техники является геометрическая проходимость, клиренс, больший размер колес, ширина шин, обеспечивающая лучшее сцепление.

На такой вывод наталкивает тот факт, что кроссоверы неплохо справляются со сложными подъёмами, зачастую с вывешиваниями, песком, снегом и даже пропитанным влагой грунтом. Это демонстрирует, что лучшие представители класса имеют достаточно мощности и неплохую систему полного привода. Однако, когда дело доходит до типичной ситуации – сильной грязи и колеи, они, как правило, безоговорочно пасуют перед старшими братьями по SUV категории.

Объясняется это достаточно просто: если поставить машину, предназначенную для города, на большие колеса, докинуть дорожного просвета, переработать подвеску – все это увеличит стоимость авто, расход топлива, уменьшит комфортность эксплуатации в городе, где большую часть времени машина и эксплуатируется.

Из вышесказанного автор хотел бы сделать два вывода. Первый заключается в том, что некоторые кроссоверы на данном этапе развития имеют гораздо больший внедорожный потенциал, чем многие полагают. Второй – даже с самыми хорошими системами полного привода внедорожный потенциал данного типа автомобилей упирается и, вероятно, будет упираться и далее в саму конструкцию автомобиля, которая уже на данном этапе развития становится главным ограничителем.