Налоги — явление, которое берет свое начало еще со времен первых цивилизаций. Можно по разному относиться к данному явлению, однако сложно отрицать, что оно является важным для осуществления деятельности государства. В то же время обоснованность той или иной налоговой ставки, использование — отдельная тема, которая не вписывается в тематику данного канала. Мы же сегодня попытаемся понять, сколько бы стоили популярные модели кроссоверов без уплаты основных налогов производителем. Зачем это нужно? Просто интереса ради.
В одной из статей на данном канале автор писал о том, что реальная себестоимость автомобиля может составлять около 20% от конечной, тогда статья вызвала множество споров. Впрочем, данная цифра не выдумка автора, статей и подобных представленному ниже изображению немало.
В то же время не стоит думать, что раз производитель тратит лишь около 20% на производство, 80% является чистой выручкой. Разработка новых технологий, продвижение на рынке, маркетинг требуют немалых финансовых средств. Кроме того, не стоит забывать про налоги. С точки зрения государства, авто не является социально значимой категорией товара, это в свою очередь означает, что с каждого произведенного автомобиля уплачивается 20% НДС. Это значит, что если вы решили купить, к примеру, кроссовер Hyundai Creta за условный 1 миллион рублей, 200 тысяч с этого миллиона пойдут государству в качестве НДС.
То есть, по сути с факта продажи государство получило сумму, сопоставимую с затратами на само производство автомобиля.
Следующим серьезным налогом, который в итоге тоже ложится на плечи конечного покупателя, является утилизационный сбор. Для среднестатистической машины с двигателем до 2-х литров он составляет 84 тысячи рублей. С 2020 года планируется его увеличение на 110%.
НДС + утилизационный сбор уже составляют 284 тысячи рублей с условного миллиона стоимости, с 2020 года эта сумма может составить 368 тысяч, то есть, в случае бюджетных авто — более трети от конечной стоимости.
Кроме того, каждый автопроизводитель уплачивает 20% налог на прибыль, однако, так как он, в отличие от НДС, начисляется на чистую прибыль, определить его часть в общей стоимости конечного продукта затруднительно. Помимо этого оплачивается налог на имущество и ряд других более мелких сборов.
Таким образом, если вы покупаете автомобиль за миллион рублей, это означает, что сам автопроизводитель запросил за него менее 700 тысяч рублей; если стоимость транспорта 1.5 млн., на налоги приходится уже более 400 тысяч рублей; с 2-х миллионов государству достанется более 500 тысяч рублей.
Но если копнуть глубже, всплывает еще более интересная картина. Так, например, предприятие «Северсталь» закупило руду для производства металла. Продавец руды, естественно, уплотнил 20% НДС и 20% налог на прибыль и прочие налоги, включив эти расходы в стоимость. «Северсталь» изготовил металл, продал его российским заводам Renault, Hyundai. Опять-таки уплатив с продажи НДС, налог на прибыль и прочие сборы, включив их в стоимость.
При этом не стоит забывать, что те узлы автомобилей, которые не производятся на территории РФ, завозятся с территории других государств и требуют уплаты растаможки. Растаможка же одного собранного за пределами РФ нового автомобиля в среднем обходится в 600-700 тысяч рублей, при этом эти машины при продаже также подпадают под НДС, утилизационный сбор, налог на прибыль.
По сути автор не удивится, если итоговая налоговая нагрузка на производство такого сложного товара, как автомобиль, приблизится к 50% или даже перевалит за эту сумму. Но подобные исследования должны уже проводить более серьезные издания и более компетентные авторы.