Ремень привода газораспределительного механизма это один из расходный материалов, который требует периодической замены. Пробег автомобиля, через который рекомендуется его заменять написан в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля и составляет он примерно 60- 70 тыс. километров.
Когда ремень новый, он может выдерживать нагрузки, которые на него действуют при работе двигателя. Но по мере того, как пробег автомобиля приближается к выше написанным цифрам, износ зубьев увеличивается, у их основания могут появляться трещины. Нагрузка, при которой ремень может порваться становится меньше.
При работе двигателя нагрузка на ремень не остается постоянной, она может изменяться в зависимости от режима работы двигателя. Например, когда мы резко нажимаем на педаль газа, то на ремень действует ударная нагрузка, то же самое происходит, когда мы сбрасываем обороты. Нагрузка в этот момент лавинообразно возрастает, поэтому изношенный ремень обычно рвется на переходных режимах работы двигателя, при резких ускорениях автомобиля.
Были случаи, когда ремень рвался из за того, что автомобиль дергался в результате не правильно выбранной передачи. Когда мы включаем слишком высокую передачу, то двигатель не тянет и появляются рывки. Коленчатый вал вращается не равномерно и поэтому ремень передает крутящий момент на распределительный вал с рывками. На ремень действуют переменные ударные нагрузки, и поэтому если он находится в плохом состоянии, его может разорвать.
То же самое может произойти по причине того, что двигатель резко заглохнет. Был случай из практика, когда двигатель на автомобиле ваз 2114 резко заглох по причине того, что водитель заехал в сугроб. Водитель попытался завести его но не получилось. Когда разобрались оказалось, что порвался ремень.
Происходит это видимо из-за того, что инерция вращения распределительного и коленчатого вала разная и когда коленчатый вал резко изменяет свои обороты, то распределительный вал за ним не успевает и поэтому на ремень действует ударная нагрузка. Если ремень плохо натянут, то в этот момент он может перескочить на один или несколько зубьев либо его просто порвет. Ремень еще часто рвется в тот момент, когда мы заводим автомобиль с буксира. Впервые секунды, когда мы включаем передачу и отпускаем сцепление, обычно появляются рывки, в этот-то момент ремень обычно либо рвется, либо перескакивает на зубьях. Но при раскрутке коленчатого вала от стартера все происходит плавно, поэтому при запуске от стартера такого не происходит.
Также к обрыву ремня грм может привести подклинивание помпы либо натяжного ролика. Обычно при плановой смене ремня проверяют нет ли люфтов у вала помпы и как вращаются подшипники. Если при вращении вала от руки чувствуется не равномерное усилие, то помпу заменяют. Но если даже она находится в нормальном состоянии, то ее все равно рекомендуется заменять при второй смене ремня.