Сейчас российский автомобильный рынок сузился до очень малых размеров. Выбор сейчас – раз-два и обчелся. Но это не самое главное и отталкивающее во всей этой истории. Согласитесь, что сейчас один миллион рублей – это сумма уже не слишком большая, при этом в долларах машины стоят не слишком дорого. Но увы, у нас в стране в широком обращении только национальная валюта, тогда как иностранная не востребована, именно поэтому нет никакого смысла говорить о том, что в долларах, например, новые машины стоят дешево на мировом уровне.
Ведь, в рублях-то они все равно дороговаты и да, миллион как был 5 лет назад довольно внушительной суммой для многих людей, так и остался. Поэтому в этой статьей я возьму 1 000 000 рублей за условную планку и сделаю ее максимальным значением. Но есть же еще машины и с более низкой стоимостью. Впрочем, я бы не стал вообще новые автомобили рассматривать в данной ценовой категории. Ниже объяснить постараюсь, почему.
Бюджетное исполнение
Представьте себе, до 1 миллиона рублей у нас в продаже на сегодняшний день представлены лишь модели сегмента В и бюджетные кроссоверы. Есть даже внедорожник – в виде УАЗ Патриот. Однако не важно, даже, к какому классу в данном случае относится транспортное средство.
Важно то, что при его создании экономили. Причем экономили на всем, чем только можно. Шутка ли, но машинки до 1 миллиона рублей даже со своими богатыми комплектациями (свыше миллиона рублей стоимостью) различаются по уровню отделки. О чем это говорит? О том, что 1 миллион рублей – это такая условная граница. Граница между откровенно бюджетным автопромом и тем, что уже чем-то напоминать начинает автомобили для среднего класса.
По этой причине, все что дешевле миллиона – это лоукост, требующий предельного удешевления. Автопроизводителям ведь и удалось достигнуть этого самого удешевления только лишь потому, что они экономят на всем, что возможно – только так удается снизить себестоимость производства машин, а вот благородность в данном случае компаниям чужда, ибо это бизнес и ничего личного.
Ну и что ты хочешь этим сказать? – будут мне таким образом возражать в комментариях владельцы машин масс-маркета. Чтобы объяснить вам, почему это не есть хорошо, попробую все разложить предельно понятно и по полочкам, и одного предложения здесь не хватит. Но, погнали.
Дешевые материалы отделки, друзья мои – это понятие предельное растянутое и разнообразное. Но я начну, хотя бы с головных фар. Поликарбонат бывает разный и разной плотности. Но именно он изнашивается первым делом и передней оптики. На бюджетных автомобилях пескоструй можно заметить уже после 65-70 тысяч километров – фара начинает обретать зернистую поверхность, у нее пропадает блеск, зато появляется мутность и тусклость, царапинки.
Это не только портит внешний вид машины, но и отрицательно влияет на качество освещения: нарушается четкость светотеневой границы, световой пучок становится менее ярким и однородным при освещении проезжей части.
Конечно же, выход из ситуации есть – это полировка оптики. Вот только не забывайте, что у бюджетных машин поликарбонат тонкий, поэтому слишком усердная полировка машинкой может привести к появлению трещин на поверхности фары.
Помимо этого, у «бюджеток» быстрее разрушается и выгорает отражатель фар, портится проводка. Разве в этом есть что-то хорошее?
Кузов машины
Говоря о кузове, хотелось бы еще парочку моментов отметить. Если антикоррозионная обработка уже начинает на дешевых машинках появляться, что очень даже похвально, то вот качество той же пластмассы отвратительное – хрупкие пластиковые бамперы, молдинги и дешевенькие хромированные панельки достаточно быстро теряют свой товарный вид, а еще способны легко расколоться, тогда как краска на таких деталях будет ускоренно облезать.
Пластик
Присутствует дешевый пластик и в салоне, но вы уже знаете, что это такое – это жесткие и гулкие панели, об которые можно руку отбить. Увы, но в машинах до миллиона такая пластмасса – не редкость.
Мало того, что она жесткая, так еще и скрипит в итоге, на неровностях. Да, пока машина новая, это проявляется не так сильно. Однако, после 30-50 тысяч километров езды по неидеальным российским дорогам, когда крепления, клипсы и кронштейны у пластиковых панелей разболтаются и начнут люфтить, «сверчки» себя наверняка проявят.
К тому же, дешевый пластик быстрее выгорает на солнце и становится бурым. Его, нужно заметить, потом уже никаким чернителем и полиролью в исходное состояние не приведешь.
Тканевая обивка кресел
Далее идем – тканевая обивка кресел. Это самая обычная ткань, тряпка – если так можно выразиться. Это не велюр, это просто тряпка, которая затирается и обвисает, а потом еще и быстро пачкаться начинает. Как вы понимаете, с возрастом кресла из такой обивки выглядят плачевно, если конечно, не предпринять меры и не установить чехлы. Кстати, чехол-ободок и на руль не помешает, ибо он тоже затирается и облезает при пробегах уже под 90-100 тысяч километров.
Аудиосистема
Присутствие штатной аудиосистемы приветствуется, но вспомните, как она звучит? Отсутствие насыщенных басов, хриплость в динамиках на высокой громкости, плохая детализация музыки и ограниченные настройки мультимедиа. Сама мультимедиа может расстраивать неважной графикой, подвисающим тачскрином и слабым процессором, который серьезные приложения не поддерживает. А еще, вдобавок ко всему, я хочу отметить камеру заднего вида – хорошо, что она есть, но плохо, что угол обзора, как правило, маленький и видно лишь небольшую зону под крышкой багажника – периферия остается не полностью охваченной.
А что еще? А еще производители не стремятся тщательно работать над звукоизоляцией – немногие листы закладывают в двери, днище и над колесными арками. Ну а, все остальное – как повезет. В результате чего, в машине всегда слышны гул от дороги, звук работы двигателя, трансмиссии и аэродинамические шумы.
А еще? Давайте, еще на вентилятор наброшу? Давайте, и следующий этап – это экономия на комплектующих для двигателя, трансмиссии и подвески. В первую очередь, я хочу отметить качество всяких резиновых деталей – это сальники, прокладки, пыльники, резино-металлические изделия (например, сайлентблоки), ремни (ГРМ и навесного оборудования).
Дешевая резина быстрее изнашивается, поэтому вам придется чаще менять все озвученное либо иметь дело с последствиями износа (примеры – обрыв ремня ГРМ либо генератора, сочение масла из-под сальников и все такое прочее).
И вот, представьте, что это я лишь малую часть описал из всего того, на чем может автопроизводитель экономить. Поэтому тут вообще можно проще и вкратце сказать – экономия на изделиях приводит к их быстрому износу, в результате чего, после 100 000 километров машина начинает постепенно разваливаться (гарантийный период, может, и отъездит без проблем, но дальнейшая судьба машины – под вопросом), а это вряд ли понравится тем, кто рассчитывает на надежность при долгосрочной эксплуатации.
Неважные ездовые качества
Нет, я, конечно, понимаю, что сейчас есть автомобили класса В и кроссоверы, которые способны ездить неплохо. Но они способны именно неплохо ездить, а не приносить удовольствие от вождения. Хотя, и это тоже понимаю – сейчас многим вообще ощущения от рулежки и ускорения не интересны, ибо подавай экран мультимедиа побольше да дизайн покрасивее, а что до ходовых качеств, то вроде как, они и не важны на каждый день.
Но это заблуждение, конечно же. Ездовые качества были, есть и будут важны, а те, кто так говорит – это либо просто наездники и ездоки (даже не автомобилисты, ибо не понимают совершенно ничего в технике), либо люди, которые как-то стремятся оправдать свою выбор по причине малого количества средств. Конечно, легче прикинуться чайником, нежели не слишком состоятельным гражданином – понты дорогого стоят. Но давайте будем честны – бюджетные машины ездят хорошо ровно на столько, на сколько того ожидаешь при спокойном вождении. А вот, нештатных ситуаций такие авто уже побаиваются.
Мне в голову только Лада Веста приходит, которая способна пройти переставку на высокой скорости – свыше 80 километров в час. Это похвально, но многие конкуренты так не умеют. Лосиный тест показывает собранность шасси и его способность выдерживать резкие, неожиданные перегрузки, что при экстренном маневрировании крайне важно. Но у та же Веста также не лишена недостатков, который свойственен всем другим бюджетным автомобилям – слабая динамика ускорения.
Я знаю немало примеров, когда та же Лада Веста едет до 100 км/ч за 10-10.5 секунд (в зависимости от мотора), но после указанной скорости динамика у нее заметно проседает и это не есть хорошо, ибо возможности движка нам нужны, в основном, не для светофорных гонок, а для трассовой эксплуатации – где важна способность быстро завершить обгон и вернуться на свою полосу движения. Увы, но именно на трассовых скоростях подавляющее большинство бюджетных машин «скисают» и в этом нет ничего хорошего для активной безопасности. И не надо мне писать про камеры фиксации скорости на каждом углу – это только в больших городах, а страна у нас большая и не везде надо ехать 70-90 километров в час. Будем уж честными…
При этом заметьте – есть и более производительные в плане динамики, мощности аналоги бюджетных автомобилей, но они стоят свыше миллиона рублей. Такие дела…
Я на этом закончу. Хватит и того, что я написал. Таким образом, делаю неутешительный вывод – сочный фрукт до миллиона рублей новым из салона вы сейчас не купите, а купите самый настоящий овощ с ограниченным сроком годности. Средний срок службы бюджетной машины без проблем – 2-5 лет либо до 120 тысяч километров, если повезет. Поэтому вряд ли ее можно брать на долгий срок. Кто-то скажет – покатался да продал. Ну хорошо, только вот не забывайте, что из нового вам альтернативы уже искать нечего – например, продадите Ладу Гранта и купите Лада Веста, но это ли не те же яйца, только в профиль и чуть покруче сваренные?
Я думаю, мысль вы мою уловили. Посему, всем желаю добра и успехов в жизни.