Автомобили ВАЗ всегда были желанной покупкой для всех советских граждан. Да что там ВАЗ, многие рады были и Москвичам с Запорожцами, да и те продавались по очереди, которую нужно было отстоять в течении нескольких лет.
Но очередь на покупку Ваз всегда была длиннее, и это при том, что во второй половине 1980-х годов многие прекрасно понимали тот факт, что советский легковой автопром отстаёт от европейского лет на 20, если не больше.
Но АвтоВАЗ тоже не спал – на заводе готовились выпустить целую серию абсолютно новых автомобилей новейшего поколения. Они должны были иметь абсолютно новый дизайн, но самое главное – это использование системы переднего привода, вместо классического привода на задняя ось.
Именно про Лады серии ВАЗ-2108/09/099 я и хочу вам сегодня рассказать. Эти автомобили сразу же после появления первой серийной ВАЗ-2108 получили в народе прозвище «Зубило» за свою характерную форму кузова.
Мало кто знает, но дизайн первой ВАЗ-2108 был разработан инженерами АвтоВАЗа, которые привлекли для разработки не кого-то там с Фиата, а инженеров Порше. Сведения о том, сколько было заплачено спецам из Порше, до нас не сохранились, но судя по тому, что разработчики спортивных автомобилей взялись за разработку советского бюджетного автомобиля, заплачено было немало.
Именно благодаря дизайнерам и инженерам Порше, ВАЗ-2108 получился спортивным, молодёжным и агрессивным автомобилем. Именно молодёжь сразу же высоко оценила новый ВАЗ-2108, который был динамичным, устойчивым на скорости, давал возможность водителю проходить повороты, не снижая скорости.
А вот людям семейным ВАЗ-2108 не сильно понравился – что это за современная престижная машина такая, с тремя дверями? Это же Запорожец какой-то!
Но вскоре появился ВАЗ-2109 с пятью дверками, и проблема была снята с повестки дня. Теперь каждый мог выбрать то, что ему больше по вкусу – семейный автомобиль типа «Зубило», или спортивное трёхдверное «Зубило».
Несмотря на то, что ВАЗ-2108/09 был воплощением современности для советских граждан, хватало у этих автомобилей конкретных косяков, которых не было у ВАЗовской классики в кузове седан. Например, сборка кузова была явно корявой и недоработанной, в салон попадало просто огромное количество пыли, особенно когда нужно было ехать по гравейке. Лично я до сих пор помню, сколько пыли было в этой Девятке, когда мы ехали в деревню, такое ощущение, что песок даже на зубах скрипел!
Дверные ручки у всех Лад ВАЗ-2108/09 выглядели очень стильно, как-то воздушно и современно. Но выходили из строя они очень быстро – все автомобили из 90-х, которые я помню, имели хотя бы одну дверку, которая снаружи не открывалась. Ручки эти чинились, но очень быстро после починки ломались снова.
Появился у ВАЗ-2108/09 коммутатор – новая деталь. Купить такую запчасть при поломке в конце 1980-х годов и даже в самом начале 1990-х годов было проблематично.
А помните коробки передач на ВАЗовской классике? Они особой чёткостью переключения никогда не отличались, но по сравнению с МКПП, которые ставили на «Зубило», они были просто отличными. Проблема тут не в самих коробках, а в переднеприводной, новой для АвтоВАЗа компоновке, короче, четкость переключения передач на ВАЗ-2108/09 потерялась.
В салонах ВАЗ-2108/09 было тесно, но всё равно, Лада «Зубило» было в конце 1980-х годов пределом мечтаний любого успешного советского человека.
Очень уважали все эти Восьмёрки и Девятки рэкетиры и прочие бандиты, которые стали массово появляться в конце 1980-х годов, вместе с массовым появление различных кооперативов. Так как купить такой автомобиль законно было сложно, бандиты предпочитали автомобили угонять.
Так как советские водители автомобили свои хранили обычно на стоянках и в гаражах, то была популярна схема простого отбирания автомобиля у владельцев. Заметив автомобиль, стоящий на обочине, бандиты тупо дожидались его владельца, а когда тот приходил, просто отбирали ключи, били водителя по голове и уезжали на чужом автомобиле.
Даже сейчас некоторые мужики, ностальгирующие по молодости, по лихим 90-ым, покупают старые «Зубила», реставрируют их, а потом катаются по выходным по городским улочкам, слушая хиты 1980- и начала 1990-х, вспоминая свою бандитскую молодость.