При покупке автомобиля каждый задаётся вопросом: автомобиль с какой КПП выбрать. Мы решили сэкономить ваши деньги и нервы – рассказать все о типах КПП, чтобы вы смогли выбрать себе подходящий.
Коробка переключения передач (или КПП) – это элемент трансмиссии, служащий для преобразования и передачи крутящего момента с двигателя на колёса. С помощью КПП осуществляется отбор мощности на дополнительное оборудование и приводы других агрегатов. Благодаря этому достигается оптимальная скорость автомобиля и движение задним ходом. К тому же коробка передач отсоединяет двигатель от трансмиссии при движении по инерции и стоянке.
Существуют различные коробки передач. На данный момент выделяют четыре основных типа трансмиссий:
- Механическая
- Автоматическая (гидроавтомат)
- Роботизированная
- Вариативная (бесступенчатая)
Механическая коробка передач
МКПП состоит из набора шестерён. Переключение передачи состоит в их зацеплении в различном сочетании. Ступени переключаются вручную с помощью рычага переключения передачи и одновременным выжимом педали сцепления. По количеству ступеней механика бывает четырёхступенчатой, пятиступенчатой (самый популярный вариант), шестиступенчатой и более. По количеству валов МКПП бывает двухвальной (характерна для легковых автомобилей с передним приводом) и трёхвальной (устанавливается на грузовые и легковые автомобили как с передним, так и с задним приводом).
Как и любая другая, механическая коробка передач имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- Простота конструкции
- Небольшой расход топлива и высокий КПД
- Недорогая в обслуживании
- Высокая динамика
Из минусов следует отметить неудобство в управлении, особенно в условиях большого города.
Данный вид КПП идеально подойдёт тем, кто предпочитает свободу стиля вождения. Водитель сам решает, когда и с какой скоростью ехать на определённой передаче. Механика отлично показывает себя в условиях бездорожья и позволяет уверенно чувствовать себя на скользкой дороге: появляется возможность тормозить скоростью, включая пониженную передачу во время движения. В итоге скорость снижается при минимальном риске потери сцепления с дорогой. Также механика подойдёт для извилистой трассы, поскольку автомат не сможет обеспечить движение на скорости по извилистым дорогам.
Коробка автомат
К ним относится классический гидроавтомат (АКПП), трансмиссия вариаторного типа (CVT) и роботизированная коробка передач (РКПП).
Принцип работы АКПП состоит в преобразовании и передаче крутящего момента от двигателя к колёсам посредством гидротрансформатора. Переключаются ступени за счёт давления трансмиссионной жидкости, которое создаёт гидронасос. Используется такая коробка передач в недорогих автомобилях и является самой распространённой в мире.
Плюсы:
- Простота и комфорт при управлении автомобилем
- Плавность хода во время переключения передач
- Способность менять передачу на полной мощности двигателя
- Защита двигателя и ходовой части от поломок при неправильном переключении передач
- Нет откатывания при трогании с места на ровной поверхности
Минусы:
- Высокая цена и дороговизна в обслуживании и ремонте
- Повышенный расход топлива
- Низкий КПД
- Задержки в переключении передач
- Меньшая динамика автомобиля
Робот
Роботизированная коробка передач является по сути логическим продолжением механики, так как в ней также присутствует диск сцепления с шестернями передач на валах. Однако выжим сцепления и переключение передач осуществляется при помощи двух сервоприводов, управляемых электронным блоком.
Чтобы увеличить срок службы дисков сцепления, была разработана двухдисковая роботизированная коробка передач с мокрым сцеплением (диски сцепления погружены в масло).
Плюсы:
- Высокий КПД
- Высокая экономичность
- Переключение ступеней происходит быстро и плавно
- Небольшой вес
Минусы:
- Дороговизна ремонта и обслуживания
- Менее надёжная конструкция
- Высокая чувствительность к тяжёлым дорожным условиям
Вариатор
В конструкции вариатора, в отличие от вышеперечисленных, нет передач вообще. Данная коробка представляет собой гидротрансформатор и два раздвижных шкива, соединённых ремнём, имеющим трапециевидное сечение. Принцип работы следующий: половины ведущего шкива сдвигаются и выталкивают ремень наружу. Соответственно, радиус шкива, по которому работает ремень, увеличивается. Это способствует увеличению передаточного отношения. Для снижения передаточного числа ведомый шкив раздвигается и ремень перемещается на меньший радиус. Шкивами управляет электроника. Гидротрансформатор нужен лишь для обеспечения трогания с места автомобиля.
Плюсы:
- Плавное переключение передач, без рывков
- Высокая динамика
- Экономичный расход топлива
Минусы:
- Дороговизна в обслуживании и ремонте
- Не допускается буксировка тяжёлых прицепов по причине пробуксовки ремня вариатора
- По этой же причине противопоказаны резкие старты с места
- Несовместимость с мощными моторами (так как предел крутящего момента невысокий, ремень и шкивы могут выйти из строя)
Автомобиль с автоматической коробкой передач подойдёт для жителей крупных мегаполисов с многочисленными светофорами и заторами, так как в основном движение проходит в режиме “старт-стоп”. Не приходится выполнять дополнительные действия: выжимать сцепление, включать передачу, трогаться, отпускать сцепление…
Дать однозначный ответ на вопрос, какая трансмиссия лучше, невозможно. Каждая коробка передач имеет свои минусы и плюсы. Безусловно, выбор за покупателем. Всё зависит от класса и типа автомобиля, манеры езды, условий эксплуатации, и, конечно же, от личных предпочтений. Чтобы сделать правильный для себя выбор, необходимо внимательно изучить все плюсы и минусы каждой трансмиссии и выбрать для себя оптимальный вариант.