При покупке автомобиля каждый задаётся вопросом: автомобиль с какой КПП выбрать. Мы решили сэкономить ваши деньги и нервы – рассказать все о типах КПП, чтобы вы смогли выбрать себе подходящий.

Какую коробку передач выбрать
Какую коробку передач выбрать

Коробка переключения передач (или КПП) – это элемент трансмиссии, служащий для преобразования и передачи крутящего момента с двигателя на колёса. С помощью КПП осуществляется отбор мощности на дополнительное оборудование и приводы других агрегатов. Благодаря этому достигается оптимальная скорость автомобиля и движение задним ходом. К тому же коробка передач отсоединяет двигатель от трансмиссии при движении по инерции и стоянке.

Существуют различные коробки передач. На данный момент выделяют четыре основных типа трансмиссий:

  • Механическая
  • Автоматическая (гидроавтомат)
  • Роботизированная
  • Вариативная (бесступенчатая)

Механическая коробка передач

МКПП состоит из набора шестерён. Переключение передачи состоит в их зацеплении в различном сочетании. Ступени переключаются вручную с помощью рычага переключения передачи и одновременным выжимом педали сцепления. По количеству ступеней механика бывает четырёхступенчатой, пятиступенчатой (самый популярный вариант), шестиступенчатой и более. По количеству валов МКПП бывает двухвальной (характерна для легковых автомобилей с передним приводом) и трёхвальной (устанавливается на грузовые и легковые автомобили как с передним, так и с задним приводом).

Как и любая другая, механическая коробка передач имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Простота конструкции
  • Небольшой расход топлива и высокий КПД
  • Недорогая в обслуживании
  • Высокая динамика

Из минусов следует отметить неудобство в управлении, особенно в условиях большого города.

Данный вид КПП идеально подойдёт тем, кто предпочитает свободу стиля вождения. Водитель сам решает, когда и с какой скоростью ехать на определённой передаче. Механика отлично показывает себя в условиях бездорожья и позволяет уверенно чувствовать себя на скользкой дороге: появляется возможность тормозить скоростью, включая пониженную передачу во время движения. В итоге скорость снижается при минимальном риске потери сцепления с дорогой. Также механика подойдёт для извилистой трассы, поскольку автомат не сможет обеспечить движение на скорости по извилистым дорогам.

Коробка автомат

К ним относится классический гидроавтомат (АКПП), трансмиссия вариаторного типа (CVT) и роботизированная коробка передач (РКПП).

Принцип работы АКПП состоит в преобразовании и передаче крутящего момента от двигателя к колёсам посредством гидротрансформатора. Переключаются ступени за счёт давления трансмиссионной жидкости, которое создаёт гидронасос. Используется такая коробка передач в недорогих автомобилях и является самой распространённой в мире.

Плюсы:

  • Простота и комфорт при управлении автомобилем
  • Плавность хода во время переключения передач
  • Способность менять передачу на полной мощности двигателя
  • Защита двигателя и ходовой части от поломок при неправильном переключении передач
  • Нет откатывания при трогании с места на ровной поверхности

Минусы:

  • Высокая цена и дороговизна в обслуживании и ремонте
  • Повышенный расход топлива
  • Низкий КПД
  • Задержки в переключении передач
  • Меньшая динамика автомобиля

Робот

Роботизированная коробка передач является по сути логическим продолжением механики, так как в ней также присутствует диск сцепления с шестернями передач на валах. Однако выжим сцепления и переключение передач осуществляется при помощи двух сервоприводов, управляемых электронным блоком.

Чтобы увеличить срок службы дисков сцепления, была разработана двухдисковая роботизированная коробка передач с мокрым сцеплением (диски сцепления погружены в масло).

Плюсы:

  • Высокий КПД
  • Высокая экономичность
  • Переключение ступеней происходит быстро и плавно
  • Небольшой вес

Минусы:

  • Дороговизна ремонта и обслуживания
  • Менее надёжная конструкция
  • Высокая чувствительность к тяжёлым дорожным условиям

Вариатор

В конструкции вариатора, в отличие от вышеперечисленных, нет передач вообще. Данная коробка представляет собой гидротрансформатор и два раздвижных шкива, соединённых ремнём, имеющим трапециевидное сечение. Принцип работы следующий: половины ведущего шкива сдвигаются и выталкивают ремень наружу. Соответственно, радиус шкива, по которому работает ремень, увеличивается. Это способствует увеличению передаточного отношения. Для снижения передаточного числа ведомый шкив раздвигается и ремень перемещается на меньший радиус. Шкивами управляет электроника. Гидротрансформатор нужен лишь для обеспечения трогания с места автомобиля.

Плюсы:

  • Плавное переключение передач, без рывков
  • Высокая динамика
  • Экономичный расход топлива

Минусы:

  • Дороговизна в обслуживании и ремонте
  • Не допускается буксировка тяжёлых прицепов по причине пробуксовки ремня вариатора
  • По этой же причине противопоказаны резкие старты с места
  • Несовместимость с мощными моторами (так как предел крутящего момента невысокий, ремень и шкивы могут выйти из строя)

Автомобиль с автоматической коробкой передач подойдёт для жителей крупных мегаполисов с многочисленными светофорами и заторами, так как в основном движение проходит в режиме “старт-стоп”. Не приходится выполнять дополнительные действия: выжимать сцепление, включать передачу, трогаться, отпускать сцепление…

Дать однозначный ответ на вопрос, какая трансмиссия лучше, невозможно. Каждая коробка передач имеет свои минусы и плюсы. Безусловно, выбор за покупателем. Всё зависит от класса и типа автомобиля, манеры езды, условий эксплуатации, и, конечно же, от личных предпочтений. Чтобы сделать правильный для себя выбор, необходимо внимательно изучить все плюсы и минусы каждой трансмиссии и выбрать для себя оптимальный вариант.