Если Вы решили купить автомобиль с пробегом, то риск быть обманутым и получить отреставрированное после крупного или мелкого ДТП велик. Чтобы его минимизировать можно самостоятельно измерить толщину слоя краски с помощью специального прибора – толщиномера. Как это сделать и что говорят его показания читайте ниже.
Для начала давайте разберёмся: для чего вообще измерять толщину лакокрасочного покрытия. По толщине слоя краски можно определить, был ли автомобиль участником ДТП и подвергался ли его кузов ремонту или повторной покраске.
Если автомобиль был в мелком ДТП и у него, например, подкрашено крыло или дверь – это не повод отказываться от покупки. Зато это является поводом для торга.
А вот в случае, когда авто побывал в крупном ДТП, последствия могут быть находиться в нём опасно для жизни: в любой момент может что-то заклинить, отломаться…
Что такое толщиномер
Толщиномер – это прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия. На рынке представлено множество различных моделей толщиномеров, отличающихся размером, формой, диапазоном температур, поверхностями на которых они работают. Лучше всего использовать профессиональные толщиномеры, однако, не всем они по карману. Как вариант – взять в аренду (конечно, если Вы не планируете часто менять автомобиль и пользоваться толщиномером).
Существует несколько типов толщиномеров, которые отличаются принципом действия и точностью измерений:
- Магнитные
- Электромагнитные
- Вихретоковые
- Ультразвуковые
Последние считаются наиболее точными и универсальными, используются на станциях техобслуживания автомобилей.
Инструкция по применению
Пользоваться толщиномером довольно просто: заранее откалиброванный прибор прикладывается к кузову авто под прямым углом и показывает толщину лакокрасочного покрытия в микрометрах (мкм).
Для сведения: 1 микрометр – 1/1000 миллиметра. Соответственно, чем больше значение, тем больше вероятность, что автомобиль побывал в ДТП.
Стоит учесть, что толщина лакокрасочного покрытия отличается у различных марок и моделей авто. Поэтому перед покупкой лучше узнать значения краски для интересующего Вас автомобиля. И ещё одно важное правило: толщина всех элементов кузова должна быть примерно одинакова. Однако, если цифра превышает 200мкм, то это свидетельствует о том, что авто покрашено повторно.
В таблице ниже представлены значения толщины лакокрасочных покрытий для некоторых марок и моделей автомобилей.
Чтобы получить точный результат, прибор необходимо откалибровать. Для этого используют калибровочные пластины, которые идут в комплекте с прибором. В зависимости от материала, с которым работает толщиномер, пластина может быть стальной или алюминиевой (если прибор работает с обеими поверхностями, то в комплекте будут две пластины: алюминиевая и стальная). Стоит отметить, что бывают случаи, когда пластины не входят в комплект толщиномера. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами или заказать калибровочные пластины отдельно.
Калибровка производится в следующих случаях:
- Перед первым использованием;
- Если прибор повреждён;
- Смена эталона
Также калибровка может понадобиться при перепаде температур.
Как правило, калибровка производится довольно просто и не занимает много времени даже у тех, кто ранее не имел дело с толщиномером:
- На ровную гладкую поверхность кладут калибровочную пластину и измеряют её. Если на дисплее высвечивается значение отличное от нуля, то показания толщиномера обнуляют.
- Кладут сверху эталонную пластиковую пластину либо плёнку известной толщины и производят замер. Если значение на дисплее отличается, то с помощью кнопок на приборе выставляют значение равное толщине эталонной пластины.
После правильно проведённой калибровки, устройство готово к эксплуатации. Можно приступать непосредственно к измерениям.
Прикладывать толщиномер необходимо перпендикулярно к кузову. Если его приложить под другим углом, то значения окажутся неверными. Каждый элемент кузова проверяется как минимум в пяти точках: в центре и по краям. Обязательно нужно проверить толщину лакокрасочного покрытия кузова внутри. Для этого необходимо открыть двери, багажник, капот. Толщиномер должен показать меньшее значение, чем на наружных деталях (не более 100мкм).
При проверке кузовного элемента, имеющего рельеф, необходимо проверять элементы выше и ниже рельефа. Это нужно для выявления случаев, когда красят только часть элемента кузова. В таком случае рельеф служит местом перехода между зоной ремонта и оригинальным лакокрасочным покрытием.
Перед осмотром автомобиля поинтересуйтесь, есть ли у данной модели алюминиевые детали. Для измерения лакокрасочного покрытия алюминиевых деталей необходим толщиномер, умеющий работать с алюминием. Такие модели автоматически определяют алюминий и сталь, а на экране указывается соответствующий тип металла. Для алюминиевых деталей заводские значения в 1,5-2 раза меньше, чем для стальных. Если толщиномер распознаёт стальную деталь, в то время как должна стоять алюминиевая, – это говорит о том, что данная деталь была заменена на неоригинальную. Следует учесть, что с пластиковыми деталями толщиномер не работает.
Нельзя использовать толщиномер на грязном автомобиле. Это может привести к поломке прибора. К тому же показания будут некорректными. Да, и дефекты будут видны лучше на чистом автомобиле.
Толщиномер не является гарантией того, что Вы купите автомобиль, не побывавший в ДТП. Если при ремонте будут подобраны элементы кузова от других подержанных автомобилей в оригинальном окрасе и нужного цвета, то прибор покажет стандартные значения. В таком случае нужно обратить внимание на состояние болтов, маркировку стёкол, зазоры между кузовными элементами и многое другое.