Историю советского автопрома я бы разделил на две части: доВАЗовскую и ВАЗовскую. В доВАЗовской эпохе шофером мог быть не каждый, уж больно много проблем было с автомобилями.

Зимней резины фактически не было, тосола тоже не было, в радиаторах была вода, которую приходилось сливать на ночь. Печки грели плохо. Заводить машину кривым стартером было в порядке вещей. ТО приходилось делать через каждые 2500-3000 тысячи километров.

С появлением Жигулей жизнь водителей стала проще, а пассажиров – комфортнее. Однако сегодняшние опции, без которых многие водители жизни не представляют, в 70-ых даже не снились (разве что инженерам в конструкторских бюро). Однако люди как-то обходились. Давайте вспомним как. Дополняйте в комментариях.

Кондиционер

Роль кондиционеров исполняли треугольные форточки (ветровики), как на “шестерках” и “копейках”. Потом, когда их не стало, люди просто ездили с открытыми окнами, делали люки в крыше. Плюс у многих были вентиляторы, работающие от прикуривателя, которые крепились на присоске к стеклу или на зажиме к солнцезащитному козырьку.

Подогрев сидений

На тряпичных сиденьях было не так уж и холодно сидеть, они быстро нагревались телом. А вот кожзам в мороз прокалялся очень сильно. Обычно на такие сиденья либо надевали чехлы, либо покрывали какой-нибудь шкурой, старым полушубком, тулупом. У папы на сиденьях в Жигулях всегда лежала овчинка. В мороз она согревала, а в летом не давала потеть и поджариваться на раскаленном кожзаме.

Между тем редкие умельцы изготавливали сами аналоги подогревов сидений от прикуривателя. Правда, они были небезопасны. А некоторые брали из дому горячую резиновую грелку, клали на сиденье, пока очищали машину, убирали её и только потом садились.

Подогрев руля

Рули раньше были тонкими, выходили из ситуации кто как. Кто-то обматывал их пластиковой проволокой, кто-то надевал кожаные чехлы. А чтобы руки не мерзли, водили в зимних кожаных перчатках с утеплителем, варежках. Да и вообще как-то проще к этому относились. Ну холодно и холодно, ничего страшного.

Подогрев лобового стекла

Вместо обогрева лобового стекла был обычный скребок. Редко кто размораживал стекло теплой тряпкой или спиртом.

В Жигулях печка была хорошая, но вот дефлекторов обдува часто не хватало, так что стекло порой обмерзало не только снаружи, но и изнутри от дыхания и излишней влаги. Для того, чтобы избавиться от влаги у бывалых водителей был под рукой мешочек с солью. Им натирали стекло, влагу в себя забирала соль. Ну и конечно же под рукой между сиденьями всегда была чистая сухая тряпка, что протереть запотевшее стекло.

А ещё в СССР были электрические обогреватели лобового стекла от прикуривателя.

Обогреватель стекла автомобиля. Удобная штука, но была не у всех.
Обогреватель стекла автомобиля. Удобная штука, но была не у всех.

Поясничный подпор

В дальних дорогах вместо поясничного подпора водители использовали бутылку с водой. Просто подкладывали под поясницу и все. Или сворачивали валиком какую-нибудь тряпку.

Музыка

Магнитофоны появились только в девяностых, а до этого в машинах в основном были радиоприемники. Радио ловило везде, потому что были средне- и длинноволновые радиостанции, но музыки на этих станциях практически не было. FM-диапазон был плохо развит по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Да и динамиков в машине было обычно один или два, а шумоизоляции была такой, что на скорости все равно не было ничего слышно.

Я помню, когда был маленьким и мы ездили к бабушке (950 км), в бардачке всегда лежало несколько песенников и когда становилось совсем скучно, мама доставала их и мы пели сами.

Камера заднего вида и парктроники

Нужды в камерах и парктрониках в то время не было. По крайней мере в Жигулях и Москвичах были большие стекла, тоненькие стойки, капот и багажники были прямыми, так что их было видно. Понять габариты машины было очень легко. Даже сейчас, когда я сажусь в Копейку, поражаюсь, насколько понятная эта машина в плане обзорности. Крутанул головой и сразу всё понятно.

Сигнализация

Сигнализаций в то время не было, центральных замков и механических противоугонок тоже, а заводская защищенность автомобиля была никуда негодной. Открыть дверь при определенной сноровке можно было обычной металлической линейкой, а на то, чтобы раскурочить замок и завести двигатель, скрутив нужные провода – ещё минута. В общем, водители защищали свои машины самостоятельно, как могли. Чаще всего были секретные кнопки и тумблеры, разрывающие цепь. Кто-то делал металлические распорки и вешал обычные замки.

P.S. Не могу сказать, что детские автомобильные кресла – это элемент комфорта (скорее безопасности), но не могу не рассказать. Вживую я их никогда не видел, но фотографию нашел. Конечно, не Isofix, но хоть что-то. Детское автокресло по сути просто вешалось на спинку заднего дивана или переднего сиденья.