Сегодня механические коробки передач остались по сути только в бюджетном сегменте. У машин дороже полутора-двух миллионов рублей механика если и есть в прайс-листе, то только для того, чтобы сделать ценник более привлекательным.

Если раньше альтернативой механике был классический гидромеханический автомат, то сегодня производители все чаще ставят на свои машины вариаторы и роботизированные коробки. И это не просто так, у каждой коробки есть свои плюсы и минусы. Совсем в дебри уходить не будем, расскажу об основных плюсах и минусах, которые помогут сделать правильный выбор.

Классический автомат

Плюсы:

Самый старый из автоматических вид трансмиссии. Конструкция гидромеханики доведена до совершенства. Классический автомат не боится пробуксовок, может переваривать огромные крутящие моменты, справляться с большой нагрузкой (например, тащить трейлер или лодку), спокойно относится к бездорожью, умеет адаптироваться под стиль езды водителя и довольно ресурсен при своевременном и правильном обслуживании.

Минусы:

Стоит сказать, что чем больше в автомате передач, тем меньше у него запас прочности и, как правило, ресурс. На данный момент выпускаются автоматические коробки передач с числом ступеней от четырех до десяти. К тому же даже в самых современных автоматах есть потери мощности. А не самые современные автоматы могут подвисать при переключениях и увеличивать расход топлива по сравнению с механикой примерно на литр на 100 км в городе, а то и больше. Гидромеханические трансмиссии не могут похвастаться компактностью и малым весом, для обслуживания требуется много трансмиссионной жидкости.

Вариатор

Плюсы:

Вариаторы очень любят японские автопроизводители. Это идеальная трансмиссия для города, потому у неё нет пауз в передаче крутящего момента, нет переключений, движение получается очень плавным. Ресурс вариатора может быть весьма высоким, до 250 000 км и даже больше, но только в том случае, если хорошо его обслуживать. В теории вариатор – это трансмиссия, которая позволяет двигателю все время работать на оптимальных оборотах, в теории это экономит топливо.

Минусы:

Между тем вариатор не любит пробуксовок и больших нагрузок, он плохо переваривает высокий крутящий момент, не любит резких разгонов и длительной езды на высокой скорости, требует частой замены масла, а ремонт может оказаться довольно дорогим. Плюс монотонный шум при разгоне, а езда с вариатором получается довольно скучной.

Робот с одним сцеплением

Плюсы:

Тут не так много плюсов. Эта трансмиссия создавалась как дешевая альтернатива механике, ставятся такие коробки в основном на самые бюджетные модели. Отсюда их низкая стоимость при покупке и при замене или в случае ремонта, простота конструкции (по сути эта та же механика, но с автоматизированным и электронным управлением сцеплением). Масла в них нужно заливать немного, а ресурс в теории очень велик, как у механики.

Минусы:

На практике ресурс сцепления чаще всего оказывается гораздо меньше, чем у механики. Такие роботы дергаются, откатываются на подъемах, тупят при переключениях, не подходят для бездорожья и динамичной езды.

Робот с двумя сцеплениями

Плюсы:

Одна из самых продвинутых коробок передач. В коробке два диска сцепления и пока включен один, второй уже готовится. За счет этого переключения передач происходит молниеносно, за миллисекунды, фактически без рывков и потери мощности. Такие коробки очень эффективны, расход топлива с ними может быть даже ниже, чем на механике, а разгонная динамика лучше, плюс очень компактные размеры и малый вес. Роботизированная коробка может переваривать огромные крутящие моменты.

Минусы:

Коробка не очень любит пробуксовки и постоянные пробки (в них она начинает дергаться и путаться в передачах). Коробка технически сложна, из-за этого нередко бывают проблемы с надежностью, а ремонт может оказаться очень дорогим. Коробки с “мокрым” сцеплением, как правило, намного надежнее более бюджетных с “сухими”сцеплениями.