В автомобильной среде бытует множество мифов, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью. Они касаются не только технического устройства, но и топлива, в первую очередь бензина. В этом материале мы развеем 7 популярных мифов о бензине, в которые продолжают верить даже опытные автовладельцы.
Миф 1. При аварии бензин в баке может взорваться
Этот стереотип появился на свет благодаря кинематографу. Вы наверняка помните, как автомобиль героя фильма в момент ДТП взрывался. На практике попасть в такую ситуацию почти нереально. Взрыв может произойти, если пары бензина смешаются с воздухом. Но топливная система герметичная, а вероятность взрыва бака не связана с объемом в нем топлива.
А вот возгорание произойти вполне может, если топливопровод перестанет быть герметичным и бензин попадет на раскаленный коллектор или горячие детали выпускной системы. Тогда вероятен пожар, который тяжело погасить.
При аварии может произойти и микровзрыв, но в этом случае взрывается не бензобак, а глушитель. Такое имеет место при долгих попытках запустить двигатель старого авто. При этом ЧП не представляет опасности ни для автомобиля, ни для водителя с пассажирами.
Миф 2. Бензин не может замерзнуть
Это не так. Бензин может замерзнуть при температуре порядка 72°C. Кроме того, замерзание возможно и при более низких температурах, если в баке, топливопроводе, фильтре и насосе есть вода, образующаяся в ходе конденсации. А конденсация, в свою очередь, происходит при опустошении бензобака – в этот момент на стенках из-за перепада температур появляется влага.
Также вода может попасть в бак при заправке авто в дождь или снег. При сильном морозе вода, которая попала в топливную систему, кристаллизуется в топливном фильтре и не дает топливу проходить дальше. Это чревато проблемами с запуском двигателя.
Миф 3. Тип топлива можно узнать по цвету
Во времена СССР по оттенку топлива действительно можно было понять, какое у него октановое число. Например, розового цвета был АИ-72, желтого – АИ-76, алого – АИ-93 синего – АИ-98.
Позже отдельные марки начали добавлять в топливо красители для разграничения фирменного топлива от сомнительного бензина стороннего производителя.
Сегодня по цвету топлива невозможно понять его октановое число. По ГОСТу бензин может содержать красители разных оттенков за исключением зеленого и голубого. Практика подкрашивания бензина существует, но нужно это для выявления поддельной продукции.
Миф 4. Бензин нельзя смешивать
Даже некоторые опытные автовладельцы убеждены, что бензин с различными октановыми числами не смешивается. При доливке в АИ-92 топлива АИ-98 из-за разницы плотности второе топливо будет собираться на поверхности первого. Когда АИ-98 выгорит, стойкость двигателя к низкооктановому остатку уменьшится. Итогом будет денотация и увеличенная нагрузка на агрегат.
На самом деле это большое заблуждение. Несмотря на то, что плотность бензина с различными октановыми числами отличается, это отличие нельзя назвать кардинальным. Разница находится в рамках диапазона 725-780 кг/м3. Поэтому при смешивании АИ-92 и АИ-98 в равных пропорциях можно получить аналог АИ-95. Это окажет влияние на мотор.
Миф 5. По октановому числу можно понять о качестве бензина
Многие водители, особенно начинающие, убеждены, что более дешевое топливо более низкокачественное, поскольку предназначено для неприхотливых двигателей. Это не так.
Наибольшее октановое число, которое бензин получает после крекинга, равняется 80. Для дальнейшего повышения числа применяется разный набор присадок, которые повышают устойчивость горючего к замерзанию. В итоге октановое число поднимается до 92, 95, 98 и 100.
Получается, что у топлива с разным октановым числом одна основа. Более того, сейчас многие автопроизводители стараются адаптировать массовые версии для работы на более бюджетном АИ-92.
Миф 6. На известных заправках не бывает плохого бензина
По большому счету это действительно так. На популярных заправках качество топлива высокое. Но у этого правила есть исключения, связанные с франчайзингом. К примеру, мелкие фирмы при подписании контрактов с более популярными компаниями получают право продавать бензин под разрекламированным брендом. Безусловно, в таком случае крупная компания будет контролировать качество топлива на сторонних заправках, но нередки случаи, когда дорогое топливо разбавляют другим, октановое число увеличивают присадками, а чистота топливных фильтров не соответствует нормативам.
Заподозрить подвох можно только благодаря своей внимательности, если заметить, что на заправке используют несовременное оборудование в плохом состоянии, а персонал не ходит в фирменной одежде. Понять, что АЗС работает по франшизе, тоже несложно. На информационном табло в этом случае будет размещена информация не об организации-собственнике АЗС с ИНН и юридическим адресом, а сведения об ИП.
Миф 7. У бензина нет срока годности
Это тоже неправда. Нет смысла покупать бензин на будущее, потому что у него есть срок годности. По нормам он составляет 1 год со дня создания топлива. При этом скорость деградации бензина возрастает по мере увеличения температуры и расширения поверхности соприкосновения с воздухом и металлами. Таким образом, быстрее всего топливо теряет свои свойства в бензобаке.
Срок годности бензина можно увеличить, если использовать специальные присадки – препятствующие окислению стабилизаторы. Их производители гарантируют сохранение свойств топлива на протяжении трех лет.