Вопрос статистической ликвидности автомобилей далеко не так прост, как кажется. На первый взгляд можно решить, что чем машина лучше и привлекательней для водителей, тем легче и с меньшими потерями её можно будет продать, а значит она ликвидней.
Но во-первых, тогда придётся разобраться с критериями оценки, что конкретно означает «лучше», а во-вторых, определиться с рыночным сегментом, в котором происходит отбор в лидирующую группу.
Причины, по которым машина может продаваться лучше или хуже.
- В первую очередь на ликвидность влияет репутация марки. Хотя случаются и исключения, типовой пример – продукция отечественных производителей. Отсюда следует второй критерий.
- Чем автомобили более массово представлены на рынке, тем они ликвидней. Устоявшиеся привычки автомобилистов, развитая инфраструктура сервиса и запчастей, известность и узнаваемость могут перевешивать даже репутацию.
- Наоборот, малоизвестные модели, какими бы достоинствами они не обладали, встречаются настороженно. Любителей экзотики не так много.
- Применение спорных технических решений, например первое появление коробок DSG или моторов с прямым впрыском, также отпугивает покупателей. К такому привыкают постепенно.
Ликвидность по маркам
Здесь всё просто. Российский рейтинг выглядит очевидно.
1. Тойота. Славится своей надёжностью, консервативностью и практичным подходом ко всем моделям.
2. Корейские производители. Рынок привык к их высокому качеству при низкой цене, и такое отношение не меняется даже после практического выравнивания стоимости корейцев с прочими автомобилями.
3. Рено на платформе Логана. Это сам Логан, Сандеро, Дастер со всеми клонами и даже Лада Ларгус. Ничего удивительного, автомобили именно для рынков, подобных российскому, и создавались.
4. Лада. Самая известная марка, порицаемая и восхваляемая, но однозначно популярная.
Ликвидность по моделям
Для адекватности рейтинга есть смысл рассматривать только относительно свежие автомобили. Иначе старая вазовская модель 2114 затмит по популярности любой автомобиль, хотя покупается она только вполне конкретным контингентом.
1. Солярис и Рио от концерна Hyundai. Это практически одинаковые автомобили, разница в мелочах внешнего оформления. Машины стали олицетворением качественных бюджетных седанов и хэтчбеков в России, где они и производятся. Зашкаливающая популярность на рынке новых машин не могла не отразиться и на рынке вторичном. Тем более, что корейское качество медленно стареет.
2. Лада Гранта. Этой моделью ВАЗ смог возродить поистине массовый спрос на свою продукцию. Рекордно низкая цена, впервые предложенное разнообразие комплектаций, неплохое качество и преемственность истинно вазовских ценностей обеспечили популярность. Помогло и снятие внутренней конкуренции в виде прекращения производства Калины.
3. Тойота Камри. По-своему универсальный автомобиль, сочетающий размеры, комфорт, надёжность и ауру самой популярной марки с относительно небольшой стоимостью.
4. Шевроле Нива и Лада 4х4. Этим машины берут своё уникальными способностями по сочетанию выдающейся проходимости с приемлемым уровнем комфорта. У них свой круг покупателей, которые ничего другого и не желают. Пример платформы, которая полностью обязана долгой жизнью своим поклонникам. С одной способностью преодолевать бездорожье удержаться на конвейере сорок лет невозможно.