Кажется, что про моторное масло автовладельцы знают всё и даже больше. Но на самом деле это не так. При выборе и замене масла есть множество нюансов. В этом материале мы расскажем о самых существенных.
Какое купить?
При выборе жидкости важно учитывать класс качества масла. Для современных автомобилей отличным вариантом станет любое моторное масло уровня качества SP. Оно считается самым совершенным на сегодняшний день и при этом в полной мере совместимо с другими продуктами, такими как SN, SM и более простыми.
В старые автомобили можно заливать любое масло, поскольку совсем несовременных жидкостей сейчас просто нет в продаже. При этом популярность производителя не имеет значения. Все современные жидкости в ходе сертификации проходят тестирование на совместимость с маслами иных марок.
Какая должна быть вязкость?
Сотрудники сервисных центров чаще всего заливают в двигатели моторные масла 5W-30 – такую вязкость они считают универсальной. Большая часть современных моторов рассчитана на масла, имеющие вязкость 0W-20. Подобные двигатели имеют компактную конструкцию и небольшие масляные каналы, через которые жидкости с повышенной вязкостью могут не пройти. Кроме того, масло с малой вязкостью незначительно, но уменьшает расход топлива.
Если у двигателя большие зазоры из-за старой конструкции агрегата или серьезно изношенных деталей, то подобные масла принесут вред. Масляные насосы не смогут создать необходимого давления, масляная пленка не сможет образоваться между соприкасающимися элементами, и наступит масляное голодание. Оно достаточно быстро приведет мотор в негодность.
Кроме того, стоит помнить, что масла с малой вязкостью не стоит применять в двигателях ниже третьего экологического класса.
Нужно ли держать масло в багажнике?
Да, конечно, в багажнике всегда лучше возить канистру моторного масла объемом 1 литр. Дело в том, что современные моторы расходуют больше масла, чем старые агрегаты. Вероятность прорыва газов через поршневые кольца в вентиляцию картера, а оттуда в камеру сгорания увеличивается из-за увеличенной степени сжатия и роста эффективного давления в цилиндрах.
Также на расход масла влияет турбонаддув. Даже у нового турбокомпрессора незначительное количество масла проникает в компрессорную часть, а оттуда — в цилиндры. Таким образом, необходимость подливать жидкость до очередного технического обслуживания очень вероятна.
Если вы купите канистру масла объемом один литр в сервисном центре, то получите точно такую же жидкость, которая залита в двигатель. И если вдали от дома вы обнаружите, что уровень масла опустился ниже нормы, то вам не придется покупать сомнительную продукцию в ближайшем магазине. Вы воспользуетесь канистрой из багажника, и совместимость жидкостей будет гарантирована.
Преимущество литровой канистры заключается еще и в том, что ее можно без труда положить в любое место, к примеру, рядом с запаской. Да и в литровой емкости жидкость сохранится лучше, чем в той же пятилитровой, поскольку окисление будет идти медленнее из-за уменьшенной поверхности, которая контактирует с воздухом.
Когда заменять?
Всё зависит от режима эксплуатации. Если вы передвигаетесь на автомобиле каждый день, при этом часами стоите в пробках, но пробег при этом маленький, а количество отработанных моточасов внушительное, то жидкость придется заменять через каждые 8 000 километров.
Если же речь идет об автомобиле на выходные, на котором россиянин ездит на дачу по практически свободным загородным дорогам, то в этой ситуации можно смотреть на пробег и заменять жидкость каждые 15 000 километров по рекомендации автопроизводителя.
При этом стоит помнить, что эта рекомендация не распространяется для тех, кто ездит по горным трассам или с тяжелым прицепом. Такие условия эксплуатации считаются тяжелыми, поэтому периодичность замены жидкости стоит делить пополам.
И даже если на автомобиле вы ездите очень редко, то замену масла всё равно стоит производить ежегодно. Поскольку в двигателе жидкость окисляется и портится. А в закрытой емкости она хранится дольше из-за ограниченного объема кислорода. Если же не менять моторное масло несколько лет, то двигатель всё равно запустится. Но его ресурс будет быстро снижаться из-за того, что характеристики жидкости отличаются от исходных.
Можно ли ездить на минимуме?
В принципе, на машине ездить можно, если масла осталось минимум. Но в этой ситуации стоит как можно быстрее долить жидкость. При минимальной отметке маслу работать труднее, чем при нормальном уровне, поскольку кратность его обмена возрастает. Простыми словами, одним и тем же частицам нужно функционировать интенсивнее. Таким образом, моторное масло быстрее стареет и раньше, чем уверяет производитель, перестает выполнять поставленные перед ним задачи.