Несмотря на свой солидный возраст (а в этом году «единичке» исполнилось ровно полвека!), ВАЗ-2101 до сих пор не всеми воспринимается как ретро-автомобиль. А все потому, что такие машины до сих пор используются тысячами людей как повседневный транспорт. Хотя найти в продаже достойные экземпляры «из-под дедушки» в первозданном виде становится сложнее с каждым годом. Сегодня предлагаю полюбоваться прекрасными архивными фотографиями этого автомобиля и вспомнить его историю!

Как известно, в основу конструкции ВАЗ-2101 был положен итальянский FIAT 124, завоевавший в 1966 году титул «Автомобиль года». В результате совместной советско-итальянской работы, после внесения более чем восьми сотен конструктивных изменений в исходную «фиатовскую» конструкцию, и была создана легендарная «единичка», пригодная к нашим условиям эксплуатации даже лучше иных исконно советских автомобилей. Как мы уже знаем, машина оказалась очень удачной!

Советские поисковые эскизы 1967 года: вот так мог бы выглядеть ВАЗ-2101. Но итальянскую облицовку радиатора в итоге трогать не стали, ограничившись только изменением бамперов. Оно, в общем-то, и правильно
Советские поисковые эскизы 1967 года: вот так мог бы выглядеть ВАЗ-2101. Но итальянскую облицовку радиатора в итоге трогать не стали, ограничившись только изменением бамперов. Оно, в общем-то, и правильно
Экземпляр ВАЗ-2101 из заводского музея
Экземпляр ВАЗ-2101 из заводского музея

Свое название — «Жигули» — автомобиль ВАЗ-2101 получил в результате конкурса, проводившегося газетой «Советская Россия» и журналом «За рулем». Всего рассматривалось несколько тысяч названий, среди которых были «Катюша», «Волжанка», «Аврора», «Искра», «Юность», «Атаман»… Ну и, конечно же, «Ленинец» и «ВИЛ» (то бишь В.И. Ленин), куда ж без вождя мирового пролетариата в Советском-то Союзе. В результате победу одержало название «Жигули». К слову, первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 собрали в СССР в апреле 1970 года.

В 1974 году параллельно с ВАЗ-2101 начали выпускать чуть более дорогую версию ВАЗ-21011: она вобрала несколько косметических изменений по кузову и салону, а также получила более мощный 1,3-литровый движок вместо 1,2-литрового. На этом фото слева как раз "одиннадцатая" модель, а справа - обычная "единичка"
В 1974 году параллельно с ВАЗ-2101 начали выпускать чуть более дорогую версию ВАЗ-21011: она вобрала несколько косметических изменений по кузову и салону, а также получила более мощный 1,3-литровый движок вместо 1,2-литрового. На этом фото слева как раз «одиннадцатая» модель, а справа — обычная «единичка»

В 1971 году с конвейера сошел 100-тысячный ВАЗ-2101 светло палевого цвета. Этот автомобиль стал музейным экспонатом. В этом же году ВАЗ-2101 вышел на мировой рынок: под маркой LADA 1200 этот автомобиль впервые был представлен на Брюссельском международном автосалоне в Бельгии.

ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102
ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102

В 1972 году Волжский автомобильный завод за успехи в сбыте автомобилей LADA получил международную премию «Золотой Меркурий», или «Оскар» в европейской торговле, как его еще называли.

Испытания ВАЗ-210 1 на Дмитровском автополигоне
Испытания ВАЗ-210 1 на Дмитровском автополигоне

В 1973 году Государственная аттестационная комиссия присвоила автомобилю ВАЗ-2101 Государственный Знак качества. А в 1974 году конвейер покинула уже миллионная «единичка»!

Конвейер сборки автомобилей ВАЗ-21013
Конвейер сборки автомобилей ВАЗ-21013

Последний автомобиль модели ВАЗ-2101 был собран на конвейере Волжского автозавода в 1983 году. Выпуск же его люксовой модификации ВАЗ-21013 продолжался чуть дольше, до 1988-го. Согласно официальным данным, общий тираж автомобилей ВАЗ-2101 составил 2.702.657 штук (причем сюда явно включены также праворульные и милицейские версии). Что касается люксовых модификаций ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013, то их было сделано еще как минимум 2.143.555 штук. Таким образом, суммарный тираж автомобилей всего семейства ВАЗ-2101 за 19 лет производства составил практически 4,85 млн. экземпляров!

Ну, а уже в наше время, в 2000 году, ВАЗ-2101 заработал титул «Российский автомобиль XX столетия». Для определения победителя автомобильный журнал «За рулем» проводил целый референдум, в котором приняли участие более 80000 человек. И большинство из них как раз отдали свой голос именно за «Жигули» первой модели! Что скажете, достойна «единичка» такого звания?