При выборе автомобиля большая часть потенциальных покупателей оценивает технические характеристики, надежность, дизайн. Если же вопрос безопасности и затрагивается, то вскользь, как правило, сводится к наличию и количеству подушек безопасности.

Зачастую кажется, что серьезные ДТП – это нечто абстрактное, то, что случается только с кем-то другим. Однако такие воззрения являются далекими: от серьезных неприятностей не застрахован никто.

За последние десятилетия автопроизводителями проделана огромная работа, направленная на то, чтобы сделать машины более безопасными. Речь не только о подушках, шторках безопасности. Главным достижением стало создание программируемых деформаций кузова. То есть, в случае столкновения деформация кузова происходит по определенным алгоритмам, цель коих с одной стороны рассеять энергию удара, с другой – сохранить внутреннее пространство салона.

Оценкой уровня безопасности занимается ряд крупных организаций. Самыми авторитетными являются европейский комитет по проведению краш-тестов Euro NCAP и страховой институт дорожной безопасности США – IIHS. В Китае действует C-NCAP, взявший на вооружение европейскую методику, но испытывающий машины на чуть меньших скоростях. В России же испытаниями машин занимаются по упрощенной европейской методике – ARCAP, осуществляет это издание «Авторевью».

Если не вдаваться в подробности, то суть краш-тестов заключается в столкновении разогнанного до 64 км/ч автомобиля с препятствием, с разной степенью перекрытия. После этого анализируется информация о находящихся в автомобили манекенов, нагрузки на расположенные в них датчики, повреждения.

Несмотря на то, что по-настоящему напичканными системами безопасности являются, как правило, премиальные кроссоверы, сегодня речь пойдет о бюджетных моделях.

Итак, поехали.

5 место. Hyundai Creta. Корейский кроссовер не продается в США и ЕС, а посему не проходил тестов ведущих организаций безопасности. Однако сначала Крету испытали китайцы, C-NCAP присвоил машине 5 звезд из 5-ти и 88% из 100 возможных. По сути, неплохой результат для бюджетного авто. Позже машина прошла российский тест и завоевала 4 звезды из 4-х и 15.7 баллов из 16 возможных. Справедливости ради стоит отметить, что не стоит сильно обольщаться: требования к безопасности, оснащению авто в Европе и США намного жестче, вероятнее всего, там автомобиль не смог бы получить столь высоких оценок.

Так, например, обязательным элементом теста в США является столкновение с малым перекрытием, имитирующим столб или дерево. Показать хорошие результаты Hyundai Creta в данном испытании не смогла. Впрочем, как и многие другие модели.

4 место. Renault Arkana. Машины на платформе В0 не отличаются безопасностью. Тот же Duster смог набрать только 3 звезды из 5 в европейском тесте Euro NCAP. Однако, работая над Арканой, инженерам пришлось удлинить базу, что потребовало увеличения числа элементов из высокопрочной стали. Вероятно, это дало свой результат: согласно недавнему тесту ARCAP машина набрала максимальные 4 звезды и 15.8 балла, что чуть больше, нежели у Креты.

3 место. Nissan Qashqai. Хорошо известный японский кроссовер. Тест проводился европейским комитетом, итог – максимальные 5 звезд. 88% — безопасность водителя и пассажира.

2 место. Suzuki Vitara. Этот очень компактный автомобиль показал весьма хороший результат. Все те же 5 звезд европейского теста, 89% безопасности водителя и пассажиров. К слову, схожие результаты и у хэтчбека-кроссовера SX4.

1 место. Kia Sportage. С одной стороны, это уже представитель более дорогих кроссоверов, однако на российском рынке он стоит дешевле, нежели его прямые конкуренты. Данная модель тоже имеет 5 звезд Euro NCAP с результатом безопасности 90%. Кроме того, модель получила Top Safety Pick Plus (высший рейтинг безопасности) американского института IIHS, что подразумевает и хороший результат при столкновении с малым перекрытием. Впрочем, злые языки поговаривают, что американский Sportage конструктивно отличается от российского. Так ли это, автор судить не берётся.

В завершении хотелось бы сказать, что безопасность — это важный момент, на который надо обращать внимание при выборе авто, однако надеяться надо не на автомобиль, а на собственное внимание и реакцию. Реальность дороги намного жестче тепличных условий краш-тестов.