Российские условия эксплуатации заметно отличаются от европейских и даже китайских. Так уж получилось, что наша страна лежит между двумя этими регионами и, хочешь не хочешь, а сравнивать приходится. Так вот, именно в России наиболее суровые условия эксплуатации и связано это не только с достаточно контрастным, жестким климатом.
Также, я сюда включаю топливо не самого высокого качества, а также дороги – в некоторых регионах России с ними дела обстоят просто неважно. На основании всего перечисленного и складывается вывод, что автомобилям в наших краях приходится непросто. В связи с этим, россиянам нужно отдавать предпочтение моделям, которые не испытывают повышенных сложностей при использовании в неблагоприятных условиях. Я список таких машин составил и решил им с вами поделиться. Итак, давайте, посмотрим на него.
Skoda Octavia
Наверное, для вас будет большим откровением, но чешский лифтбек, действительно, можно считать вполне подходящим автомобилем для эксплуатации в России. Конечно, я не буду утверждать обобщенно за всю модель в целом, но могу заметить, что именно в базовых исполнениях такая машина крайне привлекательна и обладает целым рядом преимуществ.
Начать мне хотелось бы по порядку. Итак, сперва отмечу тот факт, что локализованные в России Шкоды Октавия имеют уже по умолчанию пакет плохих дорог. В него входит более энергоемкая подвеска, которая лифтована до 160 миллиметров. Кроме того, установлен аккумулятор повышенной емкости, а также более производительный генератора. По мелочи произведены и еще кое-какие доработки – наподобие частичной замены уплотнителей дверных проемов и проведения дополнительной антикоррозионной защиты кузова. Таким образом, я могу утверждать, что какая-никакая, но адаптация у Октавии к российским условиям эксплуатации присутствует.
Далее, положительно отмечу просторный салон. Шутка ли, но на диване второго ряда можно запросто разместиться втроем, имея при этом рост до 190 сантиметров – даже в таком случае колени не будут упираться во впередистоящие кресла, да и над головой места предостаточно. Ну и, конечно же, как тут не сделать упоминание про вместительное багажное отделение? Его объем составляет 568 литров, что очень внушительно и дает возможность транспортировать крупногабаритную поклажу, детские коляски, велосипеды и так далее.
По своим ездовым качествам Шкода Октавия – это крепкий середнячок, ибо у лифтбека безопасная и понятная управляемость, высокая устойчивость на дороге при любых условиях. Что касается плавности хода, то подвеска отлично отрабатывает мелкие неровности благодаря своей высокой энергоемкости. С другой стороны, крупные выбоины уже толчками отдаются на седоков, но это ожидаемо от машины такого позиционирования, поэтому поругать серьезно чешский авто за такой дискомфорт вряд ли можно.
Теперь, поговорим о силовых вариантах. Их немного – это только атмосферные бензиновые моторы 1.6 литра, которые генерируют от 102 до 110 лошадиных сил (в зависимости от поколения модели, но начинать нужно с A5 FL). Безусловно, такие моторы вряд ли обеспечат выраженную динамику ускорения и, кроме как, неспешного передвижения вряд ли подойдут. С другой стороны, именно такие силовые установки можно считать универсальными и я могу смело рекомендовать их для эксплуатации в провинции.
Все виды данных движков отличаются относительной конструктивной простотой и высоким уровнем ремонтопригодности. Хотя, конечно же, глупо было бы считать, что они вовсе недостатков лишены. Такие есть и я могу отметить залегание поршневых колец на больших пробегах, что приводит к увеличению масляного расхода. Кроме того, могут быть проблемы с герметичностью компонентов системы охлаждения и с помпой.
Для двигателя доступны механическая либо автоматическая трансмиссии. У «механики» слабоватый маховик, который нужно менять через каждые 100-150 тысяч километров, а также достаточно нежные синхронизаторы. Что же касается АКПП, то они склонны к перегреву, однако, если этого не допускать и своевременно менять масло, то свои 250-270 тысяч километров без какого бы то ни было вмешательства коробки служат исправно.
А теперь, я хочу поговорить о подвеска. Она является гордостью модели, ибо без особой переборки служит по 170-200 тысяч километров. С другой стороны, срок службы ступичных подшипников, стоек стабилизатора ограничен 50-70 тысячами километров.
Подводя итог, я хотел бы отметить, что Skoda Octavia 1.6 – это машина, которая оптимально подходит для России за счет просторного салона, надежной техники и хорошей устойчивости кузова к коррозии. Иного и желать трудно.
Lada Niva
Так как, у нас сейчас несколько Нив в производстве, то я бы хотел затронуть все вариации данного семейства. А оно, напомню, состоит из ВАЗ 2121, ВАЗ 2131, Шевроле Нива. В настоящее время машины называются, как Niva Legend и Lada Niva Travel. Впрочем, это далеко не важно, ведь с обновлением кардинально данные вседорожники не меняются и сохраняют верность своему изначальному исполнению.
Хочу напомнить многим, что является основой технической составляющей модели. Итак, любая настоящая Нива отличается постоянным полным приводом, понижающей передачей, блокировкой межосевого дифференциала (а за доплату устанавливаются передняя и задняя блокировки межколесных дифференциалов), а также неразрезным задним мостом. При этом конструкция кузова является несущей, что и отличает модели семейства Нива от настоящих внедорожников.
Впрочем, в условиях бездорожья далеко не каждый авто, считающийся внедорожником способен составить Нивам конкуренцию, ибо компактный вездеход оказался действительно настырным и проворным при штурмах сложных участков местности. Особенно удачно Ниве даются штурмы с ходу, тогда как при взятии бездорожья «в натяг» можно застрять.
Поведение таких машин на асфальте достаточно понятное и прогнозируемое, но нужно иметь ввиду, что на скользкой дороге следует соблюдать осторожность, ибо у машины замечены не самые стабильные повадки в поворотах. Скажем, при выключенной блокировке центрального дифференциала Нива демонстрирует заднеприводный характер поворачиваемости и норовит повилять кормой при неаккуратном обращении с газом и тормозом. Если же, задействована блокировка межосевого дифференциала, то в поворотах машина, наоборот, начинает распрямлять траекторию, уходя с дороги. Впрочем, это лишь нюансы вождения.
Что же касается работы подвески, то она заслуживает только похвалы. В частности, практически все дорожные неровности автомобиль преодолевает без особой тряски и обеспечивает высочайшую плавность ходам. Таким образом, можно смело мчать на относительно высокой скорости по разбитой проселочной дороге и не чувствовать при этом особого дискомфорта. Кроме того, у подвески еще и энергоемкость бешеная, поэтому пробить ее ох как непросто.
Все Нивы оснащаются бензиновым силовым агрегатом с рабочим объемом 1.7 литра. Этот двигатель чрезвычайно возрастной и не развивает мощности более 83-х лошадиных сил, именно поэтому с динамическими свойствами у Нивы дела обстоят неважно. Однако нужно заметить, что тяги на низких и средних оборотах вполне достаточно, поэтому в городе больших проблем с передвижение в потоке не ощущается.
Конечно, сейчас уже понял, что вы это все принимаете, однако куда больше волнует вопрос, связанный с надежностью. Его стоит разобрать по порядку. Безусловно, есть вопросы по этой части и больше всего их к коррозии кузова. Стоит признать, что кузовной металл у Нивы всегда был слабоватым, однако наименее часто, среди прочих Нив, данная проблема встречается у Шевроле Нива.
Классический ВАЗ 2121 подгнивает более активно. Однако, если проблема известна, то нужно стараться ее предотвратить. Многие делают антикор нижней части кузова и это способно помочь – главное, не упустить нужный момент.
Двигатель – старый-древний, с чугунным блоком. Он очень простой по своей конструкции, оттого и легко ремонту поддается. Более того, минимальное количество электронных датчиков и прочих систем позволяет ехать даже в аварийном режиме, что порой может спасти жизнь. Бензин мотор переваривает легко, даже не самого высокого качества, однако рано или поздно, но выйдут из строя катушки зажигания и свечи. В целом, следи за мотором, вовремя меняй масло и старайся его не перегревать, попутно следя и за состоянием системы охлаждения, и все будет отлично.
Трансмиссия требует к себе внимания побольше. Обращаться с ней нужно аккуратно и не работать грубо рычагом КПП, в противном случае, кулиса и синхронизаторы будут функционировать на износ. Также, в зоне риска находится сцепление, которое меняем до 100 000 километров.
Абсолютно ко всей трансмиссии применима проблема с подтеками масла – сальники слабоватые. Кроме того, полноприводная трансмиссия, также, портится, особенно, если использовать ее неправильно – долго и без повода ехать на пониженной передаче, а также включать блокировку центра на сухом и жестком покрытии.
У Нивы есть свои недостатки. Однако, можно без преувеличения сказать, что это один из самых надежных ВАЗов, с поправкой на конструктивные особенности. Жаль только, что кузов подгнивает, а так, для России автомобиль подходит идеально.
УАЗ Буханка
Этот микроавтобус Ульяновского автомобильного завода имеет достаточно необычное название. При этом сложно поверить, что своими корнями автомобиль уходит аж в конец 1950-х годов. Буханка, по праву, считается одним из самых архаичных автомобилем, причем не только российского, но и мирового автопрома. Впрочем, это не мешает такому УАЗу быть востребованным у себя на родине, да еще и иностранцы к Буханке присматриваются, особенно, японцы и немцы – как любители олдтаймеров, причем, до сих пор пребывающих на сборочном конвейере.
Но, можно сколько угодно иронизировать над данной моделью и отпускать в ее адрес обидные шуточки, однако нельзя не признавать того факта, что для российской действительности УАЗ Буханка подходит оптимально. Безусловно, ценность данного автомобиля в городах можно поставить под сомнение, однако Россия – это большая страна и у нас крайне много районных центров, поселков и глухих деревень, где живут люди, но при этом инфраструктура там крайне слабая, не говоря уже о дорогах.
Особенно я хочу отметить северные районы России. Здесь передвигаться приходится зимой по так называемым зимникам, а летом – ездить по утопающей грязи или грунту. Также, очень много поселений в тайге. И вот тут уже начинаешь задумываться, а много ли современных внедорожников подходят под эксплуатацию в подобных условиях? При этом, перечислите мне пожалуйста, много ли вы сейчас на российском рынке найдете новых или относительно свежих микроавтобусов с честным полным приводом (part-time – жестко подключаемый передний мост), с понижающей передачей, а также с блокировками?
При этом в основе кузова должна быть прочная рама. Конечно, я уже нашел аналог – это ГАЗ Соболь. В принципе, это более современная альтернатива Буханке, но как показала практика, микроавтобус Горьковского автозавода более капризный в эксплуатации и у него куда менее надежная, крепкая ходовая часть. Сейчас ГазЕЛи используются медицинскими службами в городах, но вот, для глухих провинций, по-прежнему представлены именно УАЗ Буханка. Также, УАЗ Буханка используются силовыми ведомствами, что говорит о неприхотливости данного автомобиля.
А он, действительно, очень неприхотливый и способен переваривать практически любой бензин. Хотя, если установить на машину ГБО, то проблему с расходом топлива удается решить кардинально и в лучшую сторону.
Салон у Буханки предельно аскетичный и внутри пластиковых панелей – по пальцам пересчитать. В основном, кругом голый металл, что явно уюта не прибавляет, зато тут уж точно, ничего не сломаешь. При этом сам салон может быть рассчитан на десяток посадочных мест, что превращает Буханку в отличную маршрутку для эксплуатации по глухим деревням либо в семейный транспорт, пусть и не слишком комфортный.
Опять же, антикор – это то обязательное, что нужно периодически наносить на кузов. Увы, но без такой обработки на кузове достаточно быстро появится ржавчина. Поэтому лениться ни в коем случае нельзя и лучший лишний раз все обработать по уму, чем потом неприятно удивляться, откуда берется коррозия.
Требуется внимание и двигателю, трансмиссии. Перечислять всего не буду. Скажу лишь то, что УАЗ Буханка – это не для тех людей, которые в технике ничего не понимают. Владелец такого автомобиля должен обладать некоторым опытом в авторемонте, поэтому он и не для всех.
Впрочем, как бы там ни было, альтернативы этой машине сейчас все равно нет. Поэтому я и считаю ее идеальной для России, особенно, для менее цивилизованных ее уголков, коих у нас предостаточно.
Toyota Land Cruiser 100
Наверное, вы ничуть не удивлены, ибо внедорожники семейства Ленд Крузер уже достаточно давно закрепились на российском авторынке и не думают с него уходить. На такие машинки очень бешеный спрос и вряд ли он в ближайшие годы уменьшится.
Львиная доля продаж новых Ленд Крузеров приходится на различные корпоративные парки. Это могут быть какие-то нефтегазовые компании, строительные фирмы и так далее. Начальству подобных организации Ленд Крузеры нравятся своим беспрецедентным уровнем комфорта и предельной функциональностью, роскошью внутреннего убранства. Конечно, относительно премиум-«немцев» качество отделки салона у Ленд Крузера не такое высокое и изысканное, зато со временем эти материалы не портятся быстро, что позволяет внутреннему убранству на протяжении длительного времени сохранять товарный вид.
Однако в сегодняшней статье я бы хотел сделать акцент именно на Toyota Land Cruiser 100. Более новые генерации флагманского внедорожника, а также модель Прадо я сейчас в расчет не беру и есть тому свои объяснения. Во-первых, стоит отметить, что у «сотого крузака» крайне надежный и удачный силовой агрегат 4.7 литра, который относится к семейству 2UZ, который способен без капитального ремонта преодолевать более 700 000 километров.
Во-вторых, у такого Ленд Крузера относительно немного электронных систем и ассистентов. При этом вся имеющаяся электроника достаточно надежная и выносливая. Это позволяет эксплуатировать машину даже в сложных условиях и не опасаться, что электроника срабатывает некорректно, мешая тем самым действиям водителя.
В-третьих, именно у Ленд Крузер 100 наиболее удачная геометрическая проходимость. Короткие свесы кузова, дорожный просвет величиной в 220 миллиметров, а также относительно умеренная снаряженная масса позволяют покорять сложные участки местности.
Да и в целом, автомобиль весьма способный на бездорожье и он обставляет на нем подавляющее большинство конкурентов. Что же касается надежности, то вас должно порадовать, что и мотор, и автоматическая коробка переключения передач проблем, практически, вообще не доставляют.
Что касается полного привода и подвески, то важно вовремя шприцевать узлы и мосты – для того, чтобы они работали исправно. Ну и, еще, что хотелось бы отметить – нужно следить за гидропневматической подвеской и датчиками положения кузова. В целом, претензий к «сотке» нет.
Почему такой внедорожник оптимален для России? Наверное, потому, что он сочетает в себе не только высокий уровень комфорта и оснащения, но и надежность, неприхотливость и сбалансированные ездовые качества. При этом бездорожье дается «крузаку» без особых усилий. Все это вкупе превращает машину в универсального солдата, который способен выполнять самые разные задачи.
Toyota Camry
Что мы все о внедорожниках, да о внедорожниках? Не все у нас хотят ездить на вездеходах, при этом, иногда внедорожник уже есть и хотелось бы чего-то более изящного и респектабельного. В таком случае, внимание можно обратить на Тойота Камри.
Да, снова Тойота, и да, это – набившая оскомину Камри. Многие не понимают, почему автомобиль пользуется бешеной популярностью и недоумевают, когда в сравнительных автообзорах ее ставят на лидерскую позицию по итогам экспертных оценок. Однако поверьте, что у этой модели потенциал гораздо более широкий, нежели вы себе это можете представить.
Как уже известно, Камри является автомобилем достаточно комфортным и даже, передвигаясь по дороге с разбитым покрытием, подвеска проявляет достаточно высокую плавность хода и проецирует на седоков минимум тряски. При этом салон у этого бизнес-седана достаточно вместительный и для пятерых человек с ростом до 190 сантиметров подходит оптимально.
В общем, модель часто используется во всяких ведомствах – для перевозки чиновников и руководителей. Кроме того, полюбили Камри и в такси. Правда, не стоит думать, что спросом у юридических лиц японский седан обязан только лишь своим комфортом.
На самом деле, в корпоративные автопарки машины отбирают не только лишь по этому критерию. Многим важно, чтобы машина ездила, не только демонстрируя комфорт, но и и высокую ходимость, и вот именно у Камри проблем с этим никогда не было – возьмите, хоть 40-й кузов, хоть 70-й. У любой из таких машин подвеска достаточно крепкая и до 150 000 километров замены основные узлы и компоненты, как правило, не просят.
Надежными оказались и моторы, особенно, начальные. Я сейчас веду речь о силовых установках 2.0, 2.4, 2.5 литра – такие моторы наиболее ходовые, удовлетворительны по ставке транспортного налога и топливной экономичности. Без капитального ремонта каждый из двигателей способен преодолевать не менее 400 тысяч километров, что делает их достаточно надежными. При этом конструктивно слабых мест, за исключением капризного клапана VVTi и помпы, у перечисленных двигателей нет.
Трансмиссии, тоже, не вызывают особых нареканий. Таким образом, автомобиль по своим основным узлам получился крайне крепким.
Добавляем к этому практически не ржавеющий кузов, довольно богатое оснащение и получаем машину, которая оптимальна для эксплуатации России. Причем машина себя уверенно чувствует и в крупных мегаполисах, и в провинциальных городках, что ей только в плюс.