Это преподносится россиянам как очевидный новогодний подарок. Госдума в окончательном, третьем чтении отменила техосмотр, согласно ранее представленному партией власти законопроекту. Но стоит ли сильно радоваться?
Начнем с того, что так называемая “отмена техосмотра” касается только исключительно частных автовладельцев, то есть граждан, использующих свои личные автомобили строго в личных целях. И только в тех случаях, когда автомобиль не только что куплен. Техосмотр все равно потребуется при постановке на учет купленной машины возрастом более 4 лет, либо при регистрации изменений в конструкции ТС.
Техосмотр в таком случае придется проходить по всей строгости актуальных правил – с фотофиксацией, с инструментальной проверкой всех ключевых систем автомобиля. Не пройти такой техосмотр даже на почти новой машине машине, исправно заезжающей на ТО у официальному дилеру марки – вполне реальная ситуация. Конечно, в МВД говорили об упрощении проверок при ТО, но пока этого нет.
То есть очевидны экономические плюсы в отмене техосмотра прежде всего для тех, кто тихонько ездит на своей старой машине, и не собирается ее менять.
После вступления документа в силу:
- Можно будет не делать небесплатный техосмотр, как это было раньше, то есть каждый год (возраст авто старше 7 лет) или каждые два года (возраст авто 3-5 лет)
- Можно будет при этом оформить ОСАГО
- Можно не опасаться штрафов с камер за езду без “техосмотра” (без оформленной ДК), уже прописанных в вступающий с 1 марта КОАП (кодекс об административных нарушениях).
Повторю, все это не распространяется на юрлиц или даже индивидуальных предпринимателей, использующих автомобили в служебных целях, но не это главная часть рассказа.
Есть у отмены техосмотра и другие аспекты.
Например – не такая уж утопичная история, возникающая, если причиной ДТП, повлекшего страховой случай по ОСАГО, стала “хроническая” неисправность автомобиля (в условиях отсутствия действующей ДК). В такой ситуации вина автовладельца в игнорировании такой неисправности может быть признана с большей вероятностью. И даже если будет полис ОСАГО, то страховая компания, погасив потерпевшей стороне издержки, может выступить к виновнику с регрессным иском, потребовав оплатить все свои затраты (которые, очевидно, будут на сумму издержек больше, чем просто оплата ремонта пострадавшей машины).
Но сама главная проблема с отменой техосмотра может оказаться в самих автовладельцах, нас с вами.
Несомненно, система техосмотра в нашей стране с годами себя скомпрометировала коммерциализацией услуг, ее привыкли воспринимать по большей части формальной. Но стоит посмотреть и в другую сторону от “гражданско-правовых вопросов”, и вспомнить, что поддерживать автомобиль в исправной состоянии – не только законная обязанность автовладельца, но и это просто – здравый смысл.
Не заезжать в сервис “до талого”, то есть до наступления поломки – извечная российская привычка, а теперь она может и больше укрепиться.
В России большинство легковых автомобилей – старые. Средний возраст – 13.9 лет. Очень не хочется, чтобы “отмена техосмотра” привела к отсутствию должного контроля за состоянием автомобиля у самих владельцев, то есть нас с вами.
Если допустить ситуацию, что автомобиль беспечно эксплуатируется владельцем бесконечно долго, заезжая в сервис только для устранения конкретной поломки, или выполнения минимального набора работ типа замены масел и колодок (или же эти операции выполняются автовладельцем самостоятельно), то никто не может гарантировать минимально безопасное, технически исправное состояние вашего автомобиля.
Вот почему призываю всех тех, кто искренне радуется отмене техосмотра: пожалуйста, независимо от этого факта, не забывайте не только чинить машину, но и регулярно (например, хотя бы раз в год, или чаще при больших пробегах) и детально проверять общее состояние всех ключевых систем своего автомобиля в автосервисе, которому вы доверяете.
Дыры в силовых панелях кузова, течи масла и запотевания деталей силового агрегата (двигателя и трансмиссии), заломы тормозных или топливных трубок, набравшая воды тормозуха, разболтанные шаровые шарниры деталей подвески и рулевого управления – есть куча вариантов неисправностей, которые усиливаются со временем и в совокупности могут привести к ДТП или усилить его последствия. Например, как в случае с давно треснутым лобовым стеклом, выполняющим на самом деле важную роль в формировании общей жесткости кузова автомобиля, и, следовательно его безопасности.
И дело тут совсем не в одном только переставшем быть заветным “талончике” диагностической карты!
С другой стороны, если не надо тратить деньги и время на прохождение частых ТО (или, как кто-то скажет, “покупку диагностической карты”), то теоретически можно потратить их на приведение автомобиля в порядок.
Но почему-то мне кажется, особенно. на фоне падения реальных доходов населения, что состояние автомобилей на дорогах от нововведений точно не улучшится. Возможно, законодатели предположили, что и не ухудшится, и потому решились на такой “подарок” простым россиянам.