О таком компоненте, как сцепление, знает практически каждый автолюбитель. Причем о нем приходится чаще всего вспоминать именно тем, кто имеет механическую трансмиссию.

В какой-то степени сцепление является расходником, поэтому всегда стоит ожидать его износа. Но как догадаться о том, что пора бы поменять сцепление? Об этом мы расскажем вам ниже.

Итак, сцепление является одним из основных элементов механической коробки. Без него невозможна передача тяги двигателя на колеса. Соответственно, именно от сцепления зависят многие процессы, происходящие в трансмиссии.

Стоит отметить, что сцепление может находиться в постоянном использовании и особенно часто к левой, третьей педали приходится прибегать тем, кто эксплуатирует машину в городе. Но как бы там ни было, нельзя не отметить тот факт, что «сцепа» рано или поздно прикажет долго жить – по сути, она является расходником, поэтому в этом нет ничего удивительного. В то же время, вам необходимо знать, когда сцепление просит замены и далее мы приведем ряд достоверных признаков его износа.

Специфический запах

Сцепление состоит из двух дисков – ведомого и ведущего. В процесс работы они то смыкаются, то размыкаются, обеспечивая поток либо прерывание тяги через трансмиссию к колесам. Поэтому при взаимодействии диски постепенно стираются. Иногда, при активной езде диски смыкаются чересчур резко, из-за чего может возникнуть их кратковременное подгорание.

Подгорание накладок сцепления провоцирует неприятный запах.
Подгорание накладок сцепления провоцирует неприятный запах.

Однако порой сцепление, что называется, спалилось – как раз вследствие частых отжигов. По этой причине оно начнет подгорать практически всегда. По этой причине водитель и его пассажиры могут ощущать довольно неприятный и специфический запах этого самого сцепления, и избавиться от него можно будет только тогда, когда вы поменяете и ведомый, и ведущий диски.

Пробуксовка оборотов

Сцепление, опять же, имеет на ведомом и ведущих дисков специальные фрикционные накладки – это именно они подгорают и изнашиваются при езде. Эти же накладки обеспечивают стабильность передачи тяги на колеса.

Пробуксовка оборотов не всегда типична, тем не менее, это важный признак того, что срок службы сцепления подходит к концу.
Пробуксовка оборотов не всегда типична, тем не менее, это важный признак того, что срок службы сцепления подходит к концу.

Поэтому их износ является также ожидаемым. Но как понять, что накладки стираются? В этом нет ничего сложного. В частности, вам необходимо включить первую либо вторую передачу в МКПП, поднять обороты двигателя при езде в средний либо высокий диапазон, после чего резко утопить педаль акселератора в пол. Если вы заметите, что обороты резко подбросило к красной зоне либо они сработала отсечка, при этом ожидаемого ускорения автомобиля не последовало, то можно констатировать факт, что последовал износ одного из дисков сцепления, точнее одной из их накладок. В любом случае, придется разориться на новое сцепление.

Сложности с включением передач

Пожалуй, данный признак является одним из наиболее достоверных и основных в тех случаях, когда сцепление износилось. В частности, при выжатой педали сцепления, когда вы, например, пытаетесь включить первую передачу, у вас это не получается – рычаг попросту встает в пазу и не желает заходить в нужную ступень.

Большое усилие при включении передачи - это признак того, что необходимо проверить сцепление.
Большое усилие при включении передачи – это признак того, что необходимо проверить сцепление.

При этом нужно отметить, что усилие на педали в момент нажатия на нее пропадает. Педаль становится крайне легковесной и информативность ее – нулевая. О чем же может свидетельствовать подобное развитие событий?

Как правило, невозможность подтыкнуть передачу говорит сразу об одной из нескольких неполадок. В частности, первое, что приходит на ум – это обрыв тросика сцепления либо неисправность его гидравлического привода. В таком случае компоненты нуждаются лишь в замене.

Вибрации

Также, крайне неприятный эффект, который наблюдается при изношенном сцеплении. Вибрации могут возникать в момент старта с места либо при переключении ступеней – когда приходится активно работать педалью сцепления. С чем могут быть связаны причины этого?

В данном случае, скорее всего, произошел облом демпферных пружин либо наблюдается их критический износ. Причем повреждения касаются именно ведомого диска сцепления. Но может быть и другой вариант – это локальное разрушение фрикционных накладок, которые не гарантируют равномерного контакта дисков сцепления и поэтому провоцируют вибрации, которые распространяются потом на весь кузов.