Долгое время безопасность автомобиля была параметром, находящимся на одном из последних мест. Однако с течением времени росло число машин, повышался скоростной режим и, соответственно, число ДТП.
В наши дни ежегодно более чем для миллиона человек в мире ДТП становится последним. По сути, как бы это странно ни звучало, но дороги сокращают население планеты больше, чем все военные конфликты.
Впрочем, в последние годы активная и пассивная безопасность становится трендом. Все автопроизводители пытаются получить заветные пять звезд краш-теста Euro NCAP или американской IIHS, и у большинства это получается.
На данный момент в той или иной мере упрощенную европейскую систему тестирования используют в России — ARCAP, Китае — C-NCAP. И прежде, чем перейдем к самому интересному, взглянем на несколько самых безопасных, по мнению европейцев, новинок.
А самыми безопасными являются такие авто, как компактная Mazda CX-30
Volkswagen T-Cross
Lexus UX
В то же время уже, пожалуй, все видели тест от ARCAP отечественного внедорожника УАЗ Патриот. Если вкратце, то автомобиль провалил тест и признан небезопасным. Но ARCAP дал весьма высокие оценки крохотному Daewoo Matiz. Получается, Matiz безопаснее патриота? На самом деле нет.
Суть в том, что краш-тесты по большому счету сводятся к определению способности обеспечивать безопасность при столкновении с неподвижным препятствием. В такой ситуации при столкновении автомобиль по сути противостоит своей массе. В то же время в реальном ДТП чаще всего машина встречает не стену, а другой автомобиль, и тут уже распределение силы удара идет от большей массы к меньшей.
Так, к примеру, масса таких лидеров по параметру безопасности, как Mazda CX-30 – 1340 кг, Volkswagen T-Cross – 1245 кг, опасного УАЗ Патриот — 2125 кг. Что это значит на практике? Собственно, то, что если Патриот встретится с Mazda CX-30 на одной скорости, на которой происходит краш-тест, то сила удара, который получит CX-30, будет минимум на 37% больше, у Патриота же наоборот на 37% меньше (исходя из разности масс). Это без учета того, что общая масса автомобилей и следовательно сила импульса удара будет выше, чем при встрече кроссовера Mazda с барьером.
В случае с T-Cross разница достигнет уже 41.4%, то есть удар, который получит Volkswagen будет почти в половину сильнее, нежели тот, что получит УАЗ. А вот на уже упомянутый Daewoo Matiz получится около 64% импульса удара. Конечно, расчеты очень приблизительны, точно просчитать распределение импульсов при столкновении машин проблематично, нужно учитывать много факторов. Впрочем, думаю, общую картину такой условный расчет передает.
Из этого, естественно, не стоит делать вывод, что Патриот безопасный автомобиль. При встрече УАЗа с современным автомобилем примерно равной массы все козыри в виде программируемой деформации, систем активной безопасности будут на стороне последней. Однако восхищаться пятью звездами от Euro NCAP на компактном кроссовере, люто критикуя при этом Патриот, тоже не верно, так как на трассе ситуация при встрече этих двух машин может быть совершенно не в пользу первого.
В то же время очевидно, почему массу не включают в критерии тестирования: в таком случае более тяжелые автомобили имели бы преимущества, заведомо выставляя более компактные решения в невыгодном свете.
В остальном ситуация с краш-тестами напоминает ситуацию, в которой конкурсанты сдают норматив по подтягиваниям или отжиманиям, после чего их независимо от массы случайным образом отправляют на боксерский ринг. В итоге, условный Василий молодец подтянулся 20 раз, а условный Федя – только 10, вот только на ринге 50 килограммовому Васе, вероятно, будет не так уж просто совладать со 100 килограммовым Федей.