В России привыкли обещанного три года ждать. И три года – это ещё нормально. Давайте вспомним, сколько мы ждали Весту и Патриот с автоматом. Про уже забытый Ё-мобиль тоже было много разговоров. Я уже не говорю про пахнущий финансовой пирамидой проект Monarch.

На этом фоне в тольяттинский проект Zetta (известный также од именем El Panda) даже не верится, но в действительности он готов гораздо больше, чем все другие. И пусть вас не вводит в заблуждение город Тольятти, к АвтоВАЗу проект не имеет никакого отношения от слова совсем.

Дизайн пока неточный и его вариантов может быть превеликое множество.
Дизайн пока неточный и его вариантов может быть превеликое множество.

Что примечательно – для группы компаний этот проект не основной. Входящие в её состав производители – поставщики комплектующих для российских предприятий автопрома. Плюс есть собственная научная лаборатория. Это всё вселяет уверенность в то, что всё будет сделано грамотно, поставщики не подведут и деньги неожиданно не кончатся. Производственная площадка, к слову, уже полностью готова.

Максимальная производительность – 15 000 электромобилей в год. Но в первые годы планируется выпуск не более 2000 машин в год. Причем основные заказчики не в России, а в Казахстане, ОАЭ, Иордании, Кувейте, некоторых странах Северной Африки. Короче говоря, в России интерес к электромобилях как был низким, так и остался.

А ведь локализация производства в рублях около 40-50% и цену на базовую модификацию обещают в районе 450 000 рублей. Возможно, сейчас из-за скачка доллара будет дороже. Локализация могла бы быть почти стопроцентной, но в России не производят аккумуляторные батареи, их приходится покупать в Китае и именно они составляют половину стоимости автомобиля.

По габаритам машина будет даже меньше Оки, но выше неё. При этом внутри должно быть гораздо комфортнее за счет высокого потолка, отсутствия центрального тоннеля и того, что под капотом практически ничего не будет. Платформа позволяет делать машины любых классов: А, В, С, D. Но пока что речь идет о самых компактных машинах длинной 3 метра и шириной 1,6 метра. Это трехдверные хэтчбеки с двумя сиденьями спереди и двумя сзади.

Изначальный дизайн был таким, но его уже перерисовали, так что не пугайтесь. Эта картинка показывает исключительно габариты.
Изначальный дизайн был таким, но его уже перерисовали, так что не пугайтесь. Эта картинка показывает исключительно габариты.

Фишкой машины являются мотор-колёса Дуюнова (они будут производиться самостоятельно). В них нет ни магнитов, ни редкоземельных металлов, так что они дешевы в производстве и энергоэффективнее классических электромоторов примерно на 30-40%.

Батарейки планируют ставить на 10-32 кВтч. В зависимости от них запас хода обещают от 200 до 530 км. Правда, не говорят по какому циклу. Максималка будет ограничена программно на уровне 120 км/ч. Подвески будут использовать модифицированные от восьмого и десятого семейства Лад, что ещё раз подтверждает бюджетность автомобиля и проверенность решений.

Вес электромобиля в зависимости от аккумулятора – от 486 до 708 кг. Крутящий момент у машин с передним приводом (два мотор-колеса) – 1050 Нм, у полноприводных машин (4 мотор-колеса) – 1750 Нм. Багажник всего на 150 литров.

Тормозная система двухконтурная: электрическая (позволяет использовать систему рекуперации энергии) и гидравлическая. Будут ABS и ESP. Кондиционер, отопитель, бесключевой доступ тоже будут. Кнопок в машине не будет, будет только планшет и руль. Причем, производитель говорит о том, что руль – это формальность, управление можно сделать хоть со смартфона. Впереди, кстати, тестирование машины для инвалидов, которой можно управлять силой мысли и мышц (нейроуправление).

Кузов имеет капсульное соединение с ходовой частью, а это значит, что дизайн и тип кузова может быть практически любым. Хоть кабриолет, хоть пикап, хоть инвалидная модификация с заездом прямо на коляске по пандусу через заднюю дверь, хоть городской 3- или 5-дверный хэтчбек.

Пока в планах, как я уже сказал, хэтчбеки в трёх комплектациях: с передним приводом и базовой батарейкой, с передним приводом и батарейкой повышенной ёмкости и полноприводная модификация с батарейкой повышенной ёмкости.

Что тут сказать? Пока я не увижу серийных машин, я не поверю. Но проект как никогда близок к жизни в любом случае. Остается только пожелать удачи и чтобы никто и ничто их не обанкротило, как большинство таких проектов. А вы что думаете?