Автомобилестроение является одной из бурно развивающихся областей. Это неизбежно приводит к появлению новых типов автомобилей, некоторые такие эксперименты исчезают бесследно, другие приживаются, создают новые категории и подкатегории транспорта.

В понимании большинства слова «паркетник» и «кроссовер» являются синонимами. Под этими терминами подразумевают автомобили с несущим кузовом, высоким клиренсом, подключаемым полным приводом.

Однако время не стоит на месте, и данные категории уже сейчас можно разделить по ряду признаков. Но прежде хотелось бы отметить, что понятия «паркетник» и «кроссовер» – народные, производители обозначают эти авто общей аббревиатурой SUV.

Первоначально, в Америке были попытки ввести для кроссоверов тип CUV (Crossover Utility Vehicle). Такой ход был логичен, ведь SUV подразумевает настоящие внедорожники, входящие в категорию легких грузовиков. Многие же кроссоверы гораздо ближе к легковушкам. Однако производители автомобилей такой подход не поддержали, и как итог, в наши дни миниатюрный Citroen C3 Aircross, Lada Х-ray находятся в одной SUV категории с Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero или BMW X7.

Данный подход позволил автопроизводителям максимально стереть грань между полноценными внедорожниками и машинами, только отдаленно их напоминающими. При этом, в описании очередной типичной легковушки с задранным клиренсом в лучшем случае мелькнет термин «кроссовер», чаще же попадаются словосочетания – компактный внедорожник, комфортный внедорожник или просто описание великолепных внедорожных качеств.

Если учесть, что изрядная часть покупателей имеет смутные представления о внедорожниках, такой маркетинговый ход, вероятно, приносит хорошие плоды.

Но вернемся к нашим баранам, точнее машинам. Есть ли четкие границы между паркетником, кроссовером, внедорожником? На взгляд автора и не только автора, они есть.

Паркетник – легковой автомобиль массой, как правило, не более 1.3 тонны. Не имеет версий с полным приводом и его имитациями, а весь внедорожный потенциал сводится к увеличенному дорожному просвету. Внешне внедорожность достигается наличием молдингов, всевозможных пластиковых накладок. Чаще всего паркетники являются незначительно переработанной версией уже продаваемой производителем легковушки. Отличить их порой можно по приписке к названию, например, Cross: LADA Vesta Cross, Granta Cross. Или, в случае с продукцией корпорации Renault припиской Stepway, пример: Logan Stepway, Sandero Stepway.

Granta Cross
Granta Cross
Sandero Stepway.
Sandero Stepway.

По сути это обычные легковушки, которым добавили дорожного просвета, пластиковых накладок и прочих незначительных улучшений. Как итог, это позволило продавать практически одну и ту же машину в нескольких категориях.

В целом же внедорожный потенциал паркетников позволяет не испытывать страх по поводу бордюров и поребриков, более уверенно себя чувствовать на сухой грунтовке с неровностями. Против же снега и грязи клиренс паркетникам особо не поможет.

Кроссовер – более серьезный автомобиль с определенным внедорожным потенциалом. Масса кроссовера обычно варьируется в пределах 1.4-1.8 тонны. Полноценный кроссовер должен иметь подключаемый полный привод, энергоемкую подвеску, высокий клиренс. Несмотря на то, что большинство моделей имеют чисто переднеприводную версию, такие авто назвать кроссоверами можно с натяжкой.

Типичными представителями полноценных кроссоверов являются: Honda CR-V, Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4, Subaru Forester.

Honda CR-V
Honda CR-V
Volkswagen Tiguan
Volkswagen Tiguan

Последней, самой серьезной категорией SUV техники являются полноценные внедорожники. От паркетников и кроссоверов внедорожники отличает наличие такого конструктивного элемента как рама. Рама позволяет более комфортно преодолевать бездорожье, сохраняет геометрию кузова даже в самых сложных ситуациях. Помимо рамы внедорожники имеют более серьезную систему полного привода, работающую в full-time режиме, ну или более совершенную, работающую part-time.

Рама, более мощная подвеска, серьезная система полного привода делают внедорожник выносливым авто с большим ресурсом, за который, впрочем, нужно больше платить как при покупке, так и в ходе эксплуатации. Масса внедорожника обычно в районе 2-х тонн и более.

Типичными примерами являются уже упомянутые Mitsubishi Pajero и Toyota Land Cruiser.