Opel в нашей стране – символ размеренной жизни. Этакое авто для состоявшегося человека, перебесившегося и обзаведшегося семьей. И вряд ли вы услышите выражения типа: «Чел любит погонять, потому и взял себе Opel».

Даже купешки Opel Calibra и Opel Tigra так и остались лишь попытками создать автомобили с приставкой «Sport». И мало кто помнит, что полвека назад у Opel была настоящая «молния»…

В 1970 году автомир познакомился с новым спорткупе Opel Manta – «Морской дьявол». Это такой вид здоровенных морских скатов одноименного рода.

Opel Manta
Opel Manta

Компания настолько серьезно подошла к выводу новинки на рынок, что не просто дала имя модели в соответствии с трендом тех лет – называть автомобили видами фауны. Она отправила главного дизайнера компании Джорджа Галлиона подобрать с помощью команды Жака-Ива Кусто изображение этого самого ската. В итоге Opel Manta получил ту самую хромированную эмблему в виде «морского дьявола» на передних крыльях.

Так гипотетически выглядит скат при виде снизу…
Так гипотетически выглядит скат при виде снизу…

Сказать, что презентованное на балтийском побережье купе выбивалось из общего модельного ряда Opel – значит не сказать ничего. Стильный и оригинальный Opel Manta пришелся по душе не только одиноким оторвам, но и молодым семейным парам, которые вместе с ярким дизайном отыскали в нем комфорт для путешествий. Уже за первый год продаж в одной Германии владельцами «Морского дьявола» стали 56 200 человек!

Несмотря на то, что платформа и подвеска Opel Manta достались от Opel Ascona, с двигателями все было не так просто. Кроме новой 68-сильной «четверки» для версии 1600 N купе получил 80-сильный мотор для комплектации 1600 S, а также 90-сильное сердце с рабочим объемом 1,9 литра от Opel Rekord для модификации 1900 S. В 1972 году «базовой» стала комплектация 1200 S c 60-сильным двигателем – видимо для тех, кому и яркой внешности хватало за глаза.

В том же 72-м начали появляться и различные спецверсии. Первой стала «Manta Berlinetta» с богатым оснащением: спортивный руль, обогреваемое заднее стекло, электрические омыватели, галогенные фары и виниловая обивка потолка. Все это входило в базовую комплектацию. В 1974 году было представлено купе Opel Manta GT/E, оснащенное 1,9-литровым мотором с системой впрыска Bosch L-Jetronic, который развивал мощность до 105 л.с. и разгонял «ската» до 190 км/ч! Затем лимитированные серии посыпались как из рога изобилия – в 1975-м вышли «Swinger»,  «Sommer Bazar’75» и «Holiday».

Незадолго до премьеры второго поколения «Морского дьявола» была выпущена последняя спецверсия Opel Manta A – «Black Magic», базировавшаяся на GT/E. Ее характерная черта – окраска в черный цвет с оранжевыми графическими элементами по бокам.

Opel Manta A - «Black Magic»
Opel Manta A – «Black Magic»

Уже в 1975 году был представлен обновленный Opel Manta B. Несмотря на то, что купе сохранило общую платформу, подвеску и трансмиссию с седаном Opel Ascona, возможность выбора двигателей выросла. На протяжении выпуска второго поколения «Морского дьявола» покупателям было предложено 14 вариантов моторов мощностью от 55 до 144 л.с. и рабочим объемом от 1,2 до 2,4 литра.

С 1978 года к купе присоединился и хэтчбек CC (Combi-Coupé) с вытянутой задней частью кузова и задней дверью.

В 1981 году на Женевском автосалоне яркой вспышкой сверкнула комплектация Opel Manta 400. Цифровое обозначение подчеркивало, что это теперь полноценный спортивный автомобиль – 400 экземпляров необходимо было выпустить для омологации в Group 4. Спецверсия серийно оснащалась 144-сильной «четверкой» с рабочим объемом 2,4-литра. Именно на Opel Manta 400 Гай Колсул и Ален Лопес в 1984 году не просто победили в классе моноприводных автомобилей, а пришли ЧЕТВЕРТЫМИ в общем зачете ралли Париж-Дакар, пропустив вперед только три полноприводных болида.

Opel Manta 400
Opel Manta 400

Ни одна модель из линейки Opel не продержалась на рынке так долго без серьезной модернизации. Именно с Opel Manta B ассоциируются такие аббревиатуры комплектации, как SR, Berlinetta, GT, GT/J и GT/E. Последние спецверсии «Морского дьявола» малым тиражом выпустило тюнинговое ателье Irmscher – это были топ-модели GSi и GSi Exclusiv.

Джордж Галлион и его детище - Opel Manta В
Джордж Галлион и его детище – Opel Manta В