На производство автомобилей, и в частности, доходы от этой деятельности существует два диаметрально противоположных взгляда. Одни утверждают, что автоконцерны находятся в состоянии «сыра в масле», другие же считают, что производители чуть бы не «сводят концы с концами». Истина, вероятно, где-то посередине, но, по мнению автора, все же ближе к первому варианту.

На днях «Автостат» опубликовал информацию о 10 марках лидерах по прибыли. Речь, естественно, сугубо о российском рынке и периоде в 9 месяцев текущего года. На первый взгляд может показаться, что хорошие выручки – показатель правильной ценовой политики и, в целом, мерила успеха. Однако, помимо непосредственно цифр, была опубликована информация о темпах роста выручки.

Любой фанат той или иной марки воспринимает такие данные на позитиве, но давайте мыслить логически. Если прибыли компании растут больше, чем продажи автомобилей за аналогичный период прошлого года возникает резонный вопрос – откуда деньги?

Очевидно, что частично увеличение выручки может быть связано со сменой интереса покупателей от более доступных к более дорогим моделям бренда, но такие изменения обычно несущественны. Основа же роста – повышение цен. Чем же оно вызвано – тема достаточно сложная, здесь стоит учитывать совокупность факторов от инфляции и законодательной, налоговой базы, до ценовой политики компании.

Так, например, лидер – корейская марка KIA, увеличил выручку на 10.5%, при этом продажи в этом году выросли только на 0.4%. Грубо говоря, с одного объема продаж компания увеличила свои доходы на 10%. Если учесть, что общая выручка корейской марки составила 227 миллиардов рублей, то и рост выручки исчисляется несколькими десятками миллиардов.

О единой политике в Hyundai Motor Company говорят цифры братьев по цеху – бренда Hyundai. 0.43% роста продаж и + 10.3% к выручке.

Схожая ситуация и с некогда отечественным АвтоВАЗом. Рост продаж за 9 месяцев составил всего 2.3%, в то же время выручка выросла на 9.9%, но в СМИ мы, наверное, все равно будем читать об убыточности данного предприятия.

Однако вышеперечисленные марки были, можно сказать, для разогрева и носили скорее ознакомительный характер. Так, всем известная Skoda увеличила продажи на 6.5%, а выручку – на 24.1%. То есть, рост на 17.6% с того же объема проданных машин что и в прошлом году.

При этом, если взглянуть на статистику марки Volkswagen — +1.8% продаж при +17.1% выручки, становится очевидно, что, вероятно, столь высокие цифры отражают некоторую ценовую политику VAG. Хотя справедливости ради стоит отметить, что VAG – один из редких примеров, когда российская сборка реально делает автомобиль дешевле.

На первый взгляд может показаться, что схожей и даже более агрессивной политики придерживается и компания BMW, шутка ли +27% к выручке. Однако продажи данного бренда – 13.5%, то есть рост с одного количества авто немного меньше, нежели у VAG, но тоже приличные – 13.5%.

А вот Mercedes-Benz, казалось бы, набрал, как и корейцы – 11.5%, однако продажи данного бренда в России даже сократились почти на 6%, то есть компания увеличила выручку, продав при этом на несколько тысяч машин меньше.

Если же взглянуть на японцев, то продажи компании Nissan упали на 16%, а прибыль – на 2.8%. То есть, по факту с одинакового количество машин все тот же рост свыше 10%.

Тут можно было бы отметить, что все марки подорожали минимум на 10%, но вот к примеру, Renault немного потеряла в продажах (на уровне 0.3%), выручка же выросла только на 6.2%.

Еще можно было бы привести в пример японского гиганта Toyota, который сократил продажи на 3.25%, а выручка выросла только на 1.2%, однако ценовую политику данной компании в России сложно назвать адекватной. Стоимость ряда моделей, даже производимых в РФ, выше, чем более серьезных комплектаций в большинстве других стран, включая постсоветское пространство.

Проверить цифры продаж вы можете на данном сайте.