Итак, по хронологии. В список изобретений Маска записывают действующий и поныне сервис интернет-платежей PayPal, но стоит признать, что изобрели его совсем другие люди.
В 2000 году компания e-mail-платежей Маска X.com слилась с финансовым стартапом Confinity, в составе которого уже было подразделение под названием PayPal. Однако он приложил руку к росту сервиса (изобрёл механизм этого роста, а также выгодную схему монетизации) и привёл в компанию команду, которая в конце концов сделала “палку” настолько крупным игроком в мире онлайн-платежей. Впрочем, за свои старания Маск был достойно вознаграждён: после того, как интернет-площадка Ebay купила PayPal в 2002 году за полтора миллиарда долларов, он получил 180 миллионов.
Ещё одним изобретением Маска называют электромобиль в его современном виде. Здесь у злопыхателей тоже есть свои аргументы. Мол, и первый электромобиль собрал в 1828 году венгерский изобретатель Аньос Джедлик, и к компании Tesla Маск присоединился лишь через год после её основания. Однако он руководил компанией с 2004 года, придумал прекрасную финансовую схему: “делаем спорткар, продаём, на эти деньги делаем доступную машину, продаём, на эти деньги делаем ещё более доступную машину”, которая сработала и сделала Tesla бесспорным лидером на рынке электрокаров. Путь от раннего прототипа до серийного Tesla Roadster прокладывал лично Маск, занимаясь скорее инженерной частью вопроса, чем финансовыми делами компании. Именно Маск в 2008 году представил миру вместо смешных электрических машинок на маленьких колёсиках крутой серийный спорткар, которому не приходилось заискивать перед бензиновыми собратьями, оправдывая свои слабости заботой о климате. За родстером последовал бизнес-седан Model S, затем кроссовер Model X и наконец, относительно бюджетный седан Model 3. Не будем забывать, что электрические “тележки” от Tesla прописались в моделях Toyota и Mercedes.
Побочный продукт производства электромобилей – аккумуляторы огромной ёмкости. Именно Маска можно назвать изобретателем “пауэрбанков” для домов. В России это не так актуально, а вот в Штатах и других странах, большая часть территории которых близка к экватору, такие устройства используются для накопления электричества от солнечных панелей. А в Южной Австралии из таких батарей сделали источник бесперебойного питания для целого региона. Анекдотическая история – Маск предложил это решение местным политикам через Твиттер. Кстати, пообещал управиться за 100 дней с момента заключения контракта и обещание своё сдержал.
Теперь посмотрим на проекты, которыми наш герой занимался от начала и до конца. Компания SpaceX возникла после того, как Маску дважды не удалось купить ракету в России. В самолёте по пути из Москвы он подсчитал себестоимость материалов ракеты-носителя, придумал схему разработки (перенеся часть процессов из разработки софта) и отметил многоразовое использование компонентов ракеты как основной путь к снижению себестоимости запусков.
Теперь SpaceX не только первая частная компания, отправившая ракету в космос. На их космических аппаратах доставляют астронавтов к МКС, их ступени возвращаются на Землю, приземляются в автономном режиме и после короткого дооснащения отправляются в космос снова и снова. К слову о рекордах, Falcon Heavy – самая мощная из ныне летающих ракет-носителей. Она способна доставить на орбиту 64 тонны груза. А ещё Маск стал первым человеком на Земле, который придумал отправить электромобиль в космос и осуществил задуманное.
И последнее изобретение, которое стоит упомянуть, – “суперскоростное метро для автомобилей” – Маск придумал его, застряв в калифорнийских пробках. Его “The Boring Company” уже сделала несколько тоннелей, провела успешные испытания и получила целый ряд контрактов на сооружение суперскоростных подземных шатлов. Впрочем, широкая публика оценить это метро пока не может.
В общем, хотя Илона Маска и принято называть изобретателем, стоит признать, что в XXI веке изобрести что-то стоящее и масштабное в одиночку довольно сложно. Даже вроде бы элементарные идеи надо довести до массового применения, раскрутить, найти деньги на реализацию проекта…
В том же смысле, в котором Томас Эдисон изобрёл электрическую лампочку с угольной нитью, Маск изобрёл (а точнее, написал) только игру Blastar (которую благополучно продал в свои 12 лет за 500$). Все следующие вещи, которые без Маска, безусловно, не состоялись бы, “изобретены”, а точнее придуманы, профинансированы и внедрены вместе с целыми командами, которыми Маск руководил как генеральный директор, главный инженер или ведущий дизайнер.
Принижает ли это роль Маска в победах Tesla, SpaceX или Boring Company? Думаю, нет. Сергей Павлович Королёв тоже не начертил от начала до конца все чертежи ракеты “Восток-1”, не провёл все до единого расчёты. Он осуществлял руководство, проверял работу и расчёты других людей, принимал непростые решения, от каждого из которых напрямую зависел успех всей гражданской космической программы СССР. Значит ли это, что его роль в освоении человечеством космоса надо пересмотреть? Думаю, ответ ясен.