Практически каждый автомобилист сталкивался с проблемой, когда машина не заводится из-за севшего аккумулятора. Причин для разрядки батареи множество, сегодня мы не будем их разбирать.

Мы расскажем, что делать в этой ситуации и как правильно зарядить аккумулятор, чтобы он еще прожил не один год.

Изображение взято с сайта teendriveinschool.
Изображение взято с сайта teendriveinschool.

Общее время заряда будет зависеть от ёмкости батареи, степени её разряда и самого зарядного устройства (ЗУ).

Перед началом зарядки необходимо проверить аккумулятор на уровень заряда.

Сделать это можно, к примеру, с помощью тестера (мультиметра).

  • На полностью заряженной АКБ должно быть напряжение 12,6В и более. Напряжение 12,5-12,4В соответствует 80% заряда,
  • 12,2-12,1 В — 40%,
  • 11,9 В — 20%,
  • 11,7-11,5 В — 0%.

Подготовка АКБ к зарядке.

  • Для начала убедитесь, что выбранное ЗУ подходит для вашего аккумулятора!
  • Очистите клеммы аккумулятора. Если у АКБ есть свободные доступы к «банкам», то вскройте их проверьте уровень электролита. Необходимо чтобы уровень электролита был приблизительно на 1 см выше пластин.
  • Если вы заряжаете аккумулятор в мороз, то для начала занесите его в тёплое помещение и дождитесь пока он отогреется до комнатной температуры.

Меры предосторожности

1) Заряжайте АКБ в хорошо проветриваемом помещении.

2) Не пользуйтесь открытым огнём и не проводите никаких работ с образованием искр. Не курите рядом с АКБ в момент заряда.

3) Полностью отключайте АКБ от автомобиля.

Подключайте ЗУ следующим образом: чёрный зажим(крокодил) к минусовой клемме, красный к плюсовой. Затем включайте зарядку в сеть.

Схема подключения ЗУ к аккумулятору.
Схема подключения ЗУ к аккумулятору.

Перед началом использования ЗУ ознакомьтесь с инструкцией и узнайте отключится ли оно автоматически по окончанию заряда или это надо будет делать вручную.

Если вы являетесь счастливым обладателем полностью автоматического зарядного устройства, то Вам будет гораздо проще.
Просто подключите, по указанному выше принципу и оно само определит степень разряда батареи, выберет нужный режим заряда и отключится по окончанию.

Кстати, как показывает практика, чем сильнее разряжен аккумулятор, тем более бесполезным может быть полностью автоматическое интеллектуальное устройство.

Такие ЗУ некоторых случаях просто отказываются заряжать очень сильно разряженную батарею, видимо считая, что это невозможно. Тут как раз на помощь приходят ручные зарядки, которыми проще сделать эту процедуру.

У нас речь пойдет про ручное зарядное устройство.

Рассмотрим способы зарядки необслуживаемого АКБ без доступа к банкам и без возможности проверки плотности электролита, так как большинство #акб сделаны в настоящее время именно так.

Многие аккумуляторы на сегодняшний день изготавливаются без доступа к банкам.
Многие аккумуляторы на сегодняшний день изготавливаются без доступа к банкам.

Перед началом зарядки АКб необходимо проверить напряжение на токовыводах для правильного подбора алгоритма заряда.

В общих чертах заряд АКБ можно разделить на три группы, в зависимости от степени разряда:

1) ниже 9 вольт

2) от 9 до 11,5 вольт

3) от 11,5 вольт и выше

Как правильного заряжать АКБ в зависимости от состояния заряда?

Разберём все три группы:

  1. При первом случае, когда напряжение ниже 9 вольт необходимо ЗУ с возможностью регулировки не только силы тока, но и напряжения. При этом необходимо на ЗУ выставить минимальные значения силы тока (от 1,5 до 2А) и напряжение заряда на уровне от 14 до 14.4 вольта. По мере заряда АКБ сила тока будет уменьшаться. Когда его значение опустится до 0,5А считается, что АКБ принял заряд.
    После этого нужно отключить ЗУ от АКБ на пару минут. Затем подключить его снова, установить силу тока в диапазоне от 2,5 до 5А, в зависимости от ёмкости АКБ – 5 % от номинальной ёмкости батереи , и напряжение заряда в диапазоне от 15 до 16,2 вольт. Заряд будет окончен, когда сила тока заряда упадет до 0.5 а.
  2. При втором варианте схема заряда очень похожа на первую, за исключением того, что силу тока нужно установить в диапазоне от 2,5 до 5А сразу в зависимости от ёмкости АКБ, при том же напряжении заряда от 14 до 14.4 вольта.
  3. При третьем случае всё ещё проще. Подключаем ЗУ к АКБ, выставляем ток заряда в приделах 4-6А, и напряжение заряда в диапазоне от 14,8 до 16,2 вольт. Моментом окончания зарядки будет считаться падение силы тока до 0,5А.
Вот так выглядят зарядные устройства с возможностью регулировки.
Вот так выглядят зарядные устройства с возможностью регулировки.

Почему мы не рекомендуем устанавливать силу тока равную 10% от номинальной ёмкости АКБ? Всё просто, если сразу установить такую силу тока, то АКБ начнёт греться и активно кипеть, что приведёт к деформации пластин и осыпанию активной массы.

Определить, что у Вашего АКБ началось осыпание, можно заглянув внутрь аккумулятора при наличии пробок. При этом цвет электролита будет коричневый и та банка, в которой активная масса начала осыпаться, будет очень сильно кипеть.

Исходя из нашего опыта по заряду АКБ, с уверенностью можно сказать только одно, к каждому АКБ нужен свой подход и свой алгоритм заряда (выбор напряжения и силы тока), несмотря все рекомендации и «наставления» со стороны интернет экспертов