В наше время автомобили, укомплектованные АКПП, заполняют рынок все больше и именно такому типу трансмиссии автолюбители отдают наибольшее предпочтение из всех – даже старая-добрая «механика» уже давно не актуальна в больших городах, в то время, как вариаторы, роботизированные трансмиссии страдают низкой надежность и малым ресурсом.
Гидротрансформатор на фоне своих автоматизированных аналогов выглядит более предпочтительным вариантом, но даже он порой может доставлять головную боль и провоцировать автовладельца на большие финансовые траты. Чтобы этого не случалось, ниже мы приведем несколько простых рекомендаций, придерживаясь которых АКПП прослужит длительный срок без особых нареканий. Смотрим.
Первая рекомендация: исключить частую езду на максимальных скоростях
Многие автолюбители любят быструю езду, что связано со вполне естественным желанием иногда получить положительные эмоции и обзавестись новыми ощущениями. При всем при этом, езда на высоких скоростях может быть полезна машине, так как таким образом появляется возможность очистить выпускной коллектор от всякого рода сажи, нагара и так далее, да и аккумулятор от генератора таким образом также можно подзарядить весьма неплохо.
Но плохо, когда автовладелец ездит на машине с «автоматом». Это создает не только опасные предпосылки к возникновению аварийной ситуации на дороге, но также и сильно вреди трансмиссии-гидротрансформатору.
Все дело в том, что езда на высоких оборотах провоцирует повышение рабочей жидкости внутри коробки, при этом не всегда ее штатный теплообменник справляется с перегревом, поэтому компоненты КПП могут испытывать повышенную нагрузку и преждевременно изнашиваться. Также нужно отметить и работу масляного насоса АКПП – при экстремальных режимах, которым и является езда на максимальных скоростях, его производительность может быть недостаточной, что провоцирует и его повышенный износ…
Поэтому, во избежание ранней порчи коробки, ездим на максимальных скоростях нечасто и не доводим трансмиссию до перегрева.
Вторая рекомендация: своевременно менять трансмиссионное масло
Техническая жидкость в коробке в процессе эксплуатации имеет свойство загрязняться. Связано это, в первую очередь, со специальными свойствами масла, которое вымывает отложения со внутренних компонентов гидротрансформатора, уменьшая трение между ними. Однако сюда также можно добавить и образование в масле так называемой металлической стружки.
Последняя образуется в результате износа накладки блокировки гидротрансформатора и фрикционов, что неизбежно при езде. В результате, грязное масло негативно сказывается на качестве работы узла и проследить это можно по более грубым переключениям, тугому ходу рычага по режимам селектора АКПП и раннему ее перегреву.
Поэтому, масло необходимо менять строго в соответствии с регламентом ТО. Если относиться к этому халатно, то со временем грязи в технической жидкости будет становиться все больше – это испортит систему фильтрации коробки и ее гидроплиту – без дорого ремонта не обойдется.
Третья рекомендация: воздержаться от резких стартов и пробуксовок
Возможно, активных водителей это очень расстроит, но с места на машине с АКПП нужно предельно плавно и без пробуксовки. При этом старт с двух педалей, как сейчас любят баловаться «гонщики», также забываем. Почему?
Все дело в том, что при подобных маневрах накладка блокировки гидротрансформатора начинает изнашиваться в ускоренном режиме и продукт ее износа попадает прямиком в масло. Последнее при частых резких стартах придется менять очень часто, ибо оно загрязняется.
Что касается пробуксовок, то они могут возникать не только от резких стартов. Пробуксовку колес может спровоцировать и снежный плен – сугроб, скользкая ото льда дорога и так далее. Словом, при пробуксовке коробка начинает перегреваться и ее элементы быстрее изнашиваются. В свою очередь, это ни к чему хорошему не приведет.
Четвертая рекомендация: прогревать коробку после долго простоя машины
Некоторые автолюбители, пересаживаясь с машины на МКПП на авто с автоматической коробкой, не принимают во внимание тот факт, что АКПП необходимо некоторое время прогревать, прежде, чем начинать движение. На «механике» этого, понятное дело, не требуется, но с гидротрансформатором – другое дело.
Он представляет из себя сложную конструкцию со своей системой смазки, сервоприводами и теплообменником. Пока автоматическая коробка не прогреется, на ней ехать не слишком разумно – по той простой причине, что из-за пониженной производительности масляного насоса многие элементы узла будут испытывать запредельные нагрузки.
Поэтому, пока греется двигатель машины, прогреваем и АКПП. Для этого сперва нужно подвигать рычагом селектора между режимами, чтобы задействовать масляный насос. Далее – начинаем движением таким образом, чтобы обороты двигателя не превышали 3000 и в таком темпе передвигаемся около 5-7 километров, избегая резких нажатий на газ и переключений коробки на несколько ступеней вниз. Это требуется для того, чтобы масло окончательно разошлось по гидротрансформатору, а трансмиссионная жидкость – вышла на рабочую температуру. Только при соблюдении обоих условий возможна беспроблемная эксплуатация коробки.