Весной прошлого года из-за обострившегося конфликта на Украине цена запчастей подскочила практически на 30%, а на отдельные запчасти и вовсе на 90%. Сильнее всего подорожали зарубежные комплектующие, у которых нет аналогов.
Летом ситуация нормализовалась. На рынке появилось большое количество аналогов, благодаря которым водители смогли ремонтировать машины по адекватным ценам. Какие изменения ждут автовладельцев в новом году? К чему готовиться и стоит ли бежать в сервис?
Грозит ли нам дефицит запчастей
В первой половине 2022 года на рынке были проблемы с поставками запчастей. Когда же параллельный импорт заработал в полную силу, ситуация немного нормализовалась. Сейчас нет тотальной нехватки деталей, но из-за усложненных логистических цепочек увеличились их сроки доставки. Большинство аналогичных запчастей едет из Китая. В целом на рынке есть аналогичные зачасти на любой бюджет.
Дефицит наблюдается только в отношении дорогостоящих комплектующих для автомобилей премиум-класса. Бизнесу невыгодно держать на складе много дорогих запчастей даже в условиях неплохого спроса. Раньше продажами деталей для премиум-авто занимались дистрибьюторы. На сегодняшний день такие запчасти привозят под заказ из других стран. Их нет в наличии даже у официальных дилеров.
Также с дефицитом могут столкнуться владельцы автомобилей, которые изначально создавались под российский рынок. Теперь же автопроизводители перестали производить для них комплектующие. Яркий пример – компания Nissan. Она сократила создание таких деталей на 70%, поэтому на рынке сформировался дефицит.
Сейчас некоторых позиций нигде нет в наличии, и даже на складах других стран. Их просто-напросто не производят. Автовладельцам удалось найти аналоги, но есть и совсем уникальные запчасти. Например, для моделей Дастер и Террано. С подобной ситуацией могут столкнуться владельцы и других авто, производство которых располагается в России.
Будут ли расти цены на ремонт
Что уж точно радует, так это относительно стабильные цены на ремонт. Их поддерживает высокий спрос. Если раньше владельцы автомобилей игнорировали некоторые процедуры, то сейчас они стараются ремонтировать всё и сразу, чтобы ремонт не влетел в копеечку после внезапного подорожания деталей.
Покупку новых машин большинство автолюбителей отложили на неопределенный срок. Интерес к китайцам небольшой. Брать иномарку из Европы у перекупов многие не хотят. Во всем виновато отсутствие гарантии и большое количество электроники, которыми напичканы современные машины. При возникновении проблем водителям непонятно, куда обращаться, если на транспорт не действует гарантия.
Так что пока можно ездить на том, что есть, и потихоньку ремонтировать. Тем более что автосервисы не спешат поднимать цены, несмотря на скачки курса валют. Рынок замер и наблюдает за ситуацией, надеясь на то, что курс откатится к прежним 59 рублям за доллар.
Эксперты утверждают, что поскольку с поставкой запчастей ситуация пришла в норму, лицензированные сервисы сохраняют прежнюю политику ценообразования. Стоимость процедур сейчас такая же, как была летом. Цена нормо-часов остается стабильной.
Участники рынка убеждены, что автосервисы считаются одной из самых устойчивых отраслей, которая не боится кризисов. Российские водители всегда хотят ездить на личном автомобиле, поэтому существует потребность в его ремонте. Это подтверждают и статистические данные. Спрос на покупку и запуск станций техобслуживания по итогам прошлого года вырос в пять раз. Россияне открывают всё больше сервисов.
Интерес к сервисной бизнес-модели проявляют даже официальные дилеры. Их можно понять: уже многие месяцы они ощущают неопределенность из-за приостановки поставок новых автомобилей. Поэтому предприниматели думают о возможности переоборудовать свой дилерский центр под станцию техобслуживания, которая будет заниматься ремонтом большого количества марок. Такую бизнес-модель предприниматели считают более стабильной.
В результате всё сводится к тому, что в этом году на рынке автомобильного ремонта появится еще больше игроков. На фоне увеличения спроса стоимость услуг или останется прежней, или даже снизится. Подорожания обслуживания не ожидается. Но и откладывать ремонт в долгий ящик не стоит. Что будет происходить дальше с поставками запчастей и курсом валют, никто не знает, поэтому приобретать комплектующие лучше сейчас, пока они есть в наличии или доступны к заказу.